ФНС получит многомиллиардный бизнес на флешках
Представители бизнеса в России оказались недовольны новацией, согласно которой почти монопольное право на администрирование рынка электронных цифровых подписей (ЭЦП) получила Федеральная налоговая служба. Если ранее подпись для электронного документооборота и проведения различных финансовых операций можно было изготовить в коммерческих структурах, то сегодня порядок заметно ужесточился, сообщает “Октагон”.
Важная для коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей новелла вступила в силу в начале нынешнего года. Как пояснили в ФНС, отныне на ведомство возложены обязанности по выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов.
На сегодняшний день пресловутый квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя можно получить только в удостоверяющих центрах ФНС России или у её доверенных лиц – ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ» и АО «Аналитический Центр».
Новация была преподнесена исключительно под соусом борьбы с участившимися случаями мошенничеств с ЭЦП: например, при желании, имея на руках копию подписи, можно обчистить банковский счёт предпринимателя.
Однако некоторые эксперты убеждены: произошёл передел большого рынка, при этом главным бенефициаром выступила налоговая служба.
Другая цель реформы, о которой говорят собеседники издания, – нанести удар по удалённым бухгалтериям, клиентами которых зачастую выступают фирмы-однодневки.
Как рассказала изданию сотрудница одной из компаний, оказывающих на аутсорсинге бухгалтерские услуги, основная трудность состоит в том, что подпись, которую выдаёт ФНС, не копируется и может храниться только на одном токене (носителе).
– Соответственно, этот токен можно просто-напросто потерять, и подписи резервной нигде не будет, придётся заново её получать. Также нельзя будет передать ЭЦП другому сотруднику или нескольким, чтобы они одновременно по ней работали, ведь во многих организациях обязанности делятся, и эту подпись можно использовать как для сдачи отчётности, так и для документооборота, а это разные сотрудники. Получается, что для них нужно будет выпускать отдельные подписи и делать электронные доверенности, – сообщила собеседница.
Очевидно, что катализатором реформы явилось огромное количество случаев мошенничества с использованием ЭЦП. В ФНС рассказали, что в числе наиболее популярных незаконных схем регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на фиктивного директора; неправомерная смена руководителя юридического лица; регистрация фирм-однодневок с применением электронной подписи; нарушения при представлении налоговой отчётности, включая представление налоговых деклараций по НДС.
По оценкам ФНС, возможный ущерб для федерального бюджета от неправомерных действий с применением криптоподписи составляет сотни миллиардов рублей.
@azbukaucheta
А как вы относитесь к нововведениям с ЭЦП?
👍🏻Положительно. Это обезопасит бизнес, и можно сэкономить на регистрации подписи
🙅Отрицательно. Это крайне неудобно, один зарегистрированный ключ создает массу проблем.
🤷♂️Не сталкивался с электронно-цифровой подписью.