Должен ли работодатель выяснять Ваш налоговый статус при приеме на работу?
Такие документы в числе прямо указанных в Трудовом кодексе не значатся. Но часто на практике бывает так, что работодатель при приеме на работу требует у претендента документы, подтверждающие налоговый статус (резидент он или нет).
В целях НДФЛ понятие резидентства не связано ни с гражданством работника (россиянин он или иностранец), ни со статусом иностранца (временно пребывающий/проживающий, постоянно проживающий).
Налоговыми резидентами РФ признаются физлица, которые на день получения дохода находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 3 ст. 24, п. п. 1 – 4 и 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять НДФЛ, удерживать его из выплачиваемых физлицам денег и перечислять в бюджет
В Письме от 22.02.2017 № 03-04-05/10518 Минфин России, рассматривая вопрос в отношении дистанционных работников, указал, что для установления налогового статуса сотрудника организация может запросить у него необходимые сведения и документы. Именно на налоговом агенте (работодателе) лежит ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода.
Таким образом, обязанности выполнять требование работодателя о подтверждении налогового статуса у налогоплательщика нет.
Отметим, что налоговая инспекция может узнать о статусе работника самостоятельно, только если ранее такое физлицо получало в ФНС подтверждение налогового резидентства РФ (для иностранного налогового органа). Например, это бывает нужно для избежания двойного налогообложения его доходов и в РФ, и в иностранном государстве.
@persontaxes