Неприменение штрафных санкций к контрагенту - ущерб | Правовест (@pravovest) | Мегасреда | 02.06.23, 10:36:00
Материал 02.06.23, 10:36

Неприменение штрафных санкций к контрагенту - ущерб

Постановление АС Московского округа от 15 мая 2023 г. N Ф05-6954/23

По итогам проверки Казначейство направило в адрес казенного учреждения предписание принять меры по направлению требований к контрагенту об уплате штрафов и пени. Напомним: предписание направляется объекту контроля при возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию. Размер такого ущерба определяется в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае речь идет о причинении ущерб в размере недополученных доходов.

Особый интерес вызывает процедура взыскания штрафных санкций с контрагентов в том случае, если на момент обнаружения ревизорами нарушений при исполнении контракта прошло более года с момента приемки заказчиком результатов исполнения обязательств. В рассматриваемой ситуации госконтракт, в рамках которого ревизоры выявили нарушения, был исполнен в сентябре 2019 г. Контрольное мероприятие проводилось казначейским органом в апреле 2022 г. Срок исполнения предписания истек в январе 2023 г.

Как и было предписано, учреждение направило в адрес контрагента претензию, в ответ получило отказ. Отказали в удовлетворении требования о взыскании штрафных санкций и суды первой и апелляционной инстанций. Свой отказ судьи мотивировали положениями ст. 725 ГК РФ, согласно которым срок исковой давности по заявленному требованию составляет один год с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ или оказанных услуг. По мнению судебных инстанций, выявленные нарушения возникли в дату составления акта, а не в момент их приемки, и не могли быть выявлены при обычном способе приемки работ / услуг.

Однако суд кассационной инстанции не согласился с подобными выводами. Течение срока исковой давности по основанному на предписании органа финконтроля требованию начинается на следующий день после наступления соответствующего события, а именно - истечения срока для добровольного исполнения такого предписания.

При этом непредъявление штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом рассматривается в качестве нарушения не только в том случае, когда речь идет о доходах бюджета. При проверке соблюдения условий расходования целевых субсидий бюджетными и автономными учреждениями ревизоры применяют аналогичный подход, несмотря на то что доходы от полученных штрафных санкций не подлежат перечислению в доход бюджета, а поступают в самостоятельное распоряжение учреждений.

@pravovestnews

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Правовест был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства