Рассказываем о МЧД: что за зверь и с чем его едят
МЧД — это просто обычная доверенность, только электронная и подписанная не шариковой ручкой, а ЭЦП руководителя компании или лично ИПком. Доверенность создается и представляется в специальном формате и при использовании МЧД не требуется предоставлять бумажную доверенность, а для ИП нет необходимости заверять бумажную доверенность у нотариуса - это прям плюсик жирненький на мой взгляд.
Для чего нужна - все очень банально просто, чтобы сотрудник мог подписывать документы своей электронной подписью от имени организации или ИП. В настоящее время налогоплательщик уже может направлять отчетность и иные документы с МЧД в налоговую инспекцию. Такую доверенность можно оформить в отношении одной, нескольких, а также всех ИФНС.
Почему нельзя без неё — всё просто, в ЭЦП сотрудника нет данных о компании, в ней зашифрованы только данные самого гражданина. Если электронная подпись сотрудника содержит данные о компании, в которой он работает, машиночитаемая доверенность не нужна — такую возможность еще можно не упустить, оформив УКЭП до 31.08.2023.
Как оформить МЧД — чтобы начать работать с МЧД, организации или ИПки потребуется выпустить отдельный сертификат подписи для сотрудника-подписанта и оформить на сотрудника МЧД, подписанную директором организации или ИПой. Получить КЭП физического лица можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре.
Подойдет ли ЭЦП, полученная в удостоверяющем центре ФНС, для работы в ЕГАИС, ПФР, ФСС, «Клиент-Банк» и других площадках, налоговая служба рекомендует уточнять у оператора информационной системы, в которой пользователь будет ее применять. Например, чтобы представить в ЦБ электронный документ с усиленной квалифицированной ЭП, нужно использовать форму машиночитаемой доверенности ЦБ.
На сайте ФНС размещен сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме», с помощью которого можно оформить МЧД уполномоченного физического лица для представления отчетности и иных документов в налоговые органы. Сервис позволяет сформировать МЧД в виде файла, скачать его и в дальнейшем использовать по назначению.
Как использовать МЧД — при подаче отчетности или отправке электронных документов сотрудник будет удостоверять их собственной КЭП и прикладывать к пакету файл МЧД. Чтобы каждый раз не предъявлять доверенность, можно присоединиться к блокчейн-платформе ФНС. Она работает по технологии распределенного реестра. Это позволит контрагентам проверить доверенность и получить актуальный статус доверенности в онлайн-режиме.
Отозвать МЧД можно в любое удобное время, как только она становится не актуальной