Как проявить должную осмотрительность?
В нашей рубрике «Говорит бухгалтер» поговорим сегодня о должной осмотрительности. Проявление должной осмотрительности приобретает все большую значимость для налогоплательщика при выборе контрагента.
Сразу обозначим, что законодательное определение понятия «должная осмотрительность», классификация ее принципов, а также критерии оценки ее проявления налогоплательщиком при выборе контрагента в законодательстве отсутствуют. Но тем не менее, наверное, не найдешь ни одного предпринимателя, которого бы не волновал этот вопрос.
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС. Но сегодня пояснять свои действия, подкрепляя их документальным обоснованием, предпринимателю потребуется не только перед ИФНС, выявляющей получение необоснованной налоговой выгоды, но и перед банком, контролирующим процесс легализации незаконно полученных доходов.
Итак, как проверить контрагента? Для проверки фирмы по различным базам данных достаточно знать ИНН или ОГРН .На сегодня есть много сайтов, которые предоставляют информацию о будущем контрагенте. Интернет позволяет многое узнать о юридическом лице. Но налоговые органы требуют еще большей осмотрительности. Не лишнем будет:
— лично познакомиться с директором при подписании контракта;
— иметь информацию о том, откуда вы узнали о поставщике (реклама в профильных изданиях, на сайте);
— ознакомиться с учредительными документами;
— по возможности посетить офис организации;
— сохранить переписку с менеджерами, руководством и т.п.
Чем больше сохраните информации, тем легче будет доказать налоговому инспектору, что, заключая контракт, вы проявили должную осмотрительность и не должны нести ответственность за налоговые нарушения контрагента.
Кроме того, чем больше Вы узнаете о контрагенте, тем лучше сможете себя также обезопасить от мошенников. Большинство интернет-мошенников предпочитают получить деньги за несуществующий товар на личную карту. Однако нередки случаи, когда мошенники регистрируют фирму- однодневку и принимают на нее оплату от доверчивых покупателей. Наличие фирмы в государственном реестре еще не значит, что вы сможете найти ее по указанному там адресу! Проверьте это до оплаты, почитайте отзывы на авторитетных сайтах, например, Яндекс.Маркет. Также обратите внимание, сколько лет существует фирма и масштаб ее деятельности – мы указываем эту информация в начале досье. Чем старше и крупней организация, тем больше ей можно доверять.
При заключении сделок необходимо помнить, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика.