Полномочия территориальных инспекций. ФНС РФ уточнила, какими полномочиями обладают территориальные инспекции при осуществлении контроля цен Письмом от 29.01.2024 № ШЮ-4-13/796@ ФНС РФ направила некоторые уточняющие позиции о разграничении полномочий территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
ФНС РФ указала, что согласно НК РФ полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений о контролируемых сделках, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениям ФНС России в порядке ст. 93.1 Кодекса и т.д.).
Они не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках, что не лишает территориальный налоговый орган в случае получения достоверных доказательств наличия в действиях налогоплательщика в рамках контролируемой сделки обстоятельств, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ, права пересмотреть налоговые обязательства по указанной сделке. Также признание сделки контролируемой не лишает территориальный налоговый орган возможности проверки расходов по данной сделке. Проверка проводится на предмет их соответствия требованиям статьи 252 Кодекса.
Взаимодействие с ФНС России и предоставление информации
Территориальная инспекция выявляет неотраженные в уведомлениях контролируемые сделки, составляет и направляет извещения в ФНС России.
Причем возможны ситуации, когда информация, свидетельствующая об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной, получена в рамках сбора доказательной базы для признания неотраженной в уведомлении сделки контролируемой или в рамках иных мероприятий налогового контроля, прямо не связанных с данной сделкой.
В этом случае описание данных предположений со всеми подтверждающими документами направляется в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения.
При непредставлении налогоплательщиком с уточненной декларацией, поданной в связи самостоятельной корректировкой налоговой базы и суммы налога при применении нерыночных цен, сведений, позволяющих идентифицировать сделку, территориальная инспекция может в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих пояснений. Такими сведениями являются:
номер и дата договора,предмет сделки,стоимость предмета сделки, указанная в договоре,метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки),сведения об участниках сделки.
Также ФНС РФ отмечено, что документация по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы могут быть получены и исследоваться налоговым органом при проверке методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг, как указано в п. 6 Письма ФНС России от 06.08.2020 № ШЮ-4-13/12599@.