Бизнес предлагает полностью отменить маркировку напитков и продуктов питания
Эта мера, считают производители, позволит предотвратить рост цен на эти товары. В текущей ситуации маркировка может усугубить положение бизнеса, которому, наоборот, нужно снижение нагрузки.
Ассоциации, объединяющие производителей продуктов питания и напитков, попросили председателя правительства России Михаила Мишустина приостановить эксперимент по маркировке этих товаров и впоследствии и вовсе отказаться от этой процедуры.
Среди подписавших письмо – «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока, Союз производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки), Масложировой союз России, Национальная мясная ассоциация, «Русбренд», Союз производителей алкогольной продукции и проч.
Представитель правительства подтвердил получение документа. По его словам, эта инициатива будет «рассмотрена в установленном порядке».
Отраслевые союзы в своем письме указывают, что выполнение существующих требований по маркировке товаров негативно отражается на себестоимости продуктов питания и напитков и, как следствие, ведет к росту розничных цен на них.
По их словам, только сама марка (0,6 руб. с НДС за 1 шт.) увеличивает расходы предприятий и покупателей совокупно минимум на 150 млрд руб. в год. Таких же вложений потребует и приобретение оборудования для нанесения маркировки и поддержания его в хорошем состоянии.
Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин напоминает, что компаниям придется также оплатить расходы и на обучение персонала. Ассоциации также обращают внимание, что эта мера повлияет и на поступления в бюджет, так как из-за этого небольшие и средние компании будут вынуждены уйти с рынка.
В текущей ситуации маркировка может усугубить положение бизнеса, которому, наоборот, нужно снижение нагрузки, говорит президент Союзнапитков Максим Новиков. По его словам, несмотря на запуск обязательной маркировки бутилированной воды с 1 марта 2022 г., производители до сих пор фиксируют различные проблемы в этом процессе. В частности, он указывает на отсутствие технологий нанесения марки на алюминиевую банку, а также нехватку расходных материалов.
Генеральный директор объединения «Союзмолоко» Артем Белов сказал, что в части обязательной маркировки существует довольно высокая зависимость от зарубежной продукции и часть производителей уже столкнулись с отказами или сложностями в поставках зарубежного оборудования и запчастей для него. Он полагает, что отсутствие любого необходимого для этой процедуры импортируемого элемента (стикеры, краски, запчасти) «приведет к остановке отгрузки продукции и кризису доступности социально значимых товаров». Белов также добавляет, что сейчас производители молочной продукции столкнулись и с проблемой ликвидности в связи с единовременным переходом поставщиков на предоплату, привязкой цен к курсу валют, поэтому затраты на осуществление маркировки будут только расти.
Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев напоминает, что сейчас также встречаются случаи, когда на контрафактную продукцию была нанесена легальная марка. По его словам, в такой ситуации фактически за счет цифровой маркировки происходит легализация таких товаров в обороте. Впрочем, он не исключает, что существуют отрасли, в которых маркировка может помочь «обелению» рынка и где ее введение поддерживают производители, как это было с табачной продукцией.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев говорит о том, что маркировку следует использовать для конкретных видов продукции. С ним согласен и Юшин. По его словам, ее можно применять, в частности, для дорогих товаров (дорогой алкоголь, икра и проч.).