Мораторий на выездные налоговые проверки
Не стихают слухи о том, что вот-вот случится знаменательное событие, объявят мораторий на проведение ВНП, бизнес вздохнет с облегчением, а инспектора отделов выездных проверок сядут проводить камеральные проверки деклараций по форме 3-НДФЛ.
На самом деле, сегодня много говорят про меры поддержки бизнеса, однако, по мнению автора, снизить прессинг бизнеса налоговыми органами это уже сама по себе неслабая такая мера поддержки.
Даже без выездных налоговых проверок ежедневное заваливание бизнеса требованиями и уведомлениями существенно нагружает работу обеим сторонам процесса, при том, что зачастую все эти уведомления и требования сыпятся на бизнес не ради контроля полноты уплаты налогов (поскольку ответы на половину требований вообще никто никогда не анализирует и вообще не читает), а больше для галочки, чтобы когда приедет проверка внутреннего аудита из Управления или Межрегиональной инспекции и строго спросит: исследовали этот вопрос? Ответить: конечно, вот, отсыпали им требований кучу, а вот они что-то ответили.
Так называемая, работа ради работы, результат она приносит крайне редко.
Учитывая, что все эти требования и уведомления (а некоторые на нескольких листах) ещё и распечатываются на бумаге для подписания их руководством на крайне дорогостоящей белой бумаге (об экономии которой уже предупредили абсолютно всех, закупаться её теперь будет намного меньше, примерно раза в три, так как цены скакнули, а лимиты бюджетных обязательств территориям никто не увеличит), то, при отсутствии стабилизации цены бумаги, интересненько будет взглянуть на администрирование в условиях дефицита бумаги.
А пока, в ожидании моратория на проведение ВНП, выездники усиленно продолжают проводить проверки, хотя, конечно, даже если мораторий и будет, логичнее было бы выездников пересадить на проведение камеральных проверок по автоцепочкам, результат отработки, а с ним и поступления, были бы конечно больше, ибо, по мнению автора, выездникам писать акт по схемным вычетам куда ближе возвратов НДФЛ, несмотря на огромную разницу таких камеральных проверок в трудозатратах и сложности такой работы.
Возможно вообще, с учётом постоянно усиливающихся требований к проведению ВНП, платежеспособности налогоплательщика, отделы выездных проверок целесообразно уменьшить в численности, перераспределив её в сторону контрольно-аналитических отделов, для оперативной отработки выгодоприобретателей в ходе камеральной проверки.
Сейчас налогоплательщики рассуждают так, что лишь бы камералку выстоять, а там уж, то ли дойдёт дело до ВНП, то ли нет, особенно у кого вообще нет имущества ни на организации, ни на директоре/учредителе.
Другое дело будет, когда появится реальный риск получить начисления по итогам КНП, а вместе с ними и блокировку счета как обеспечительную меру, тогда наверное, начнут приходить мысли, что работать надо как-то иначе.
Понятно, что организацию можно бросить, открыть новую, но, во-первых, каждый квартал новых организаций не наоткрываешь, во-вторых, никто не отменял субсидиарную ответственность и убытки по нормам закона о банкротстве.
Пока эти меры ответственности не набрали популярности из-за того, что каждый проект подлежит согласованию с ЦА ФНС, эта работа движется медленно из-за нежелания ФНС гнаться за количеством и где-то испортить судебную практику, однако отрицательных для налогоплательщиков судебных актов прибавляется с каждым днём.
А в таких реалиях и мораторий на ВНП может не стать спасительной отдушиной, а лишь усугубить проблемы налогоплательщиков из-за возможного перераспределения трудовых ресурсов ФНС и радость испытает лишь тот, кто давно находился в завершающей стадии предпроверочного анализа, а кто был далёк от ВНП и претензий налоговиков, окажется в самом центре прицела.
Реально самой мощной мерой поддержки сегодня может стать наверное не мораторий на ВНП, а полный запрет вызовов на рабочие встречи по схемным вычетам НДС, но это слишком непопулярная для пополнения бюджета мера, поэтому, её ожидать вряд ли стоит.