ФНС опубликовала обзор практики высших судов за II квартал 2022 года по вопросам налогообложения имущества
Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июля 2022 г. N БС-4-21/8540@
В Обзоре приведены правовые позиции, отраженные в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения имущества, в частности:
- пункт 1 ст. 394 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, не устанавливал ограничений для применения пониженной ставки земельного налога 0,3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, используемых по целевому назначению в предпринимательской деятельности. Такое ограничение установлено только с 01.01.2020 и, поскольку оно ухудшает положение налогоплательщика, то в силу п. 2 ст. 5 НК РФ не имеет обратной силы;
- суды установили, что гидроэлектростанция представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке. Спорные объекты, входящие в состав ГЭС, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи. Суды пришли к выводу о правомерном отнесении налоговой инспекцией спорных объектов к недвижимому имуществу и законности доначисления сумм налога;
- доначисление налога на имущество в связи с исключением в проверяемых периодах из налоговой базы электросетевых объектов (волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) (включая оборудование), структурированная кабельная сеть, средства связи, системы пожарной и охранной сигнализации, системы вентиляции, система отопления районные электрические сети, система водоснабжения районные электрические сети, основной производственно-технический комплекс центра управления сетями (диспетчеризация), система кондиционирования и вентиляции и т.д.), квалифицируемых налогоплательщиком в качестве движимого имущества, не подлежащего налогообложению, но охарактеризованных налоговым органом как недвижимое имущество, необоснованно, не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах и фактическим обстоятельствам проведенной проверки.