Закон о защите прав потребителей: что нужно знать предпринимателю
Без знания о защите прав потребителей вам грозят проблемы с покупателями, судебные разбирательства и штрафы. Рассказываем, что это за закон, на кого распространяется и что бывает за нарушение прав потребителей.
На кого распространяется закон о защите прав потребителей
Закон № 2300-1 от 07.02.1992 регулирует отношения между потребителем и продавцом, исполнителем, изготовителем, владельцем маркетплейса.
Потребитель — это гражданин, который заказывает, покупает или использует товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и других целей, не связанных с ведением бизнеса.
Продавцы, исполнители, изготовители и владельцы маркетплейсов — это организации или ИП. Самозанятые в законе не фигурируют.
Юридические лица и ИП не считаются потребителями, когда что-то покупают или заказывают для ведения бизнеса. Их права защищает договор с контрагентом и Гражданский кодекс.
Какую информацию нужно предоставлять потребителям
- Об изготовителе, исполнителе, продавце, владельце агрегатора.
- О товарах, работах, услугах. В ст. 10 закона приведён перечень обязательной информации. К ней относят, например, цену в рублях, гарантийный срок или срок службы и годности товара.
Какие условия нельзя включать в договоры с потребителями
В ст. 16 приведён перечень недопустимых условий в договоре с потребителями. Например, туда нельзя включать условия, которые дают продавцу право в одностороннем порядке отказаться от выполнения обязательства. Перечень недопустимых условий открытый — в нём только самые распространённые ситуации, взятые из судебной практики.
Какие условия нельзя включать в договоры с потребителями
С сентября 2022 года для продавцов, исполнителей и владельцев маркетплейсов прописали новые права и обязанности:
- Нельзя отказать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора потребителю, который не захотел предоставить персональные данные. Исключение — случаи, когда передать данные нужно по закону или когда они непосредственно связаны с исполнением договора.
- Продавец по требованию потребителя должен указать конкретные причины, по которым он отказывается заключать договор без передачи персональных данных. Ответить нужно в течение 7 дней после получения письменного требования или сразу же, если требование было устным.
Возврат товара
Если потребитель нашёл в купленном в товаре дефекты, о которых не предупреждал продавец, то он может потребовать заменить товар, исправить недостатки товара, уменьшить цену на бракованный товар и выплатить ему разницу или потребовать возврата денег, а сам товар вернуть по требованию продавца и за его счёт.
Отказать ему в этих требованиях нельзя. Сроки, в течение которых потребитель может предъявлять претензии по качеству товара, прописаны в ст. 19. Покупатель может обменять и качественный непродовольственный товар, если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На это у него есть 14 дней.
Что бывает за нарушения прав потребителей
По ст. 43 за нарушение прав потребителей есть три вида ответственности:
- Гражданско-правовая ответственность: если в товаре, услуге или работе есть недостатки, потребитель может потребовать возместить ему убытки. Выплатить деньги нужно добровольно, по заявлению потребителя. Есть ситуации, когда придётся ещё заплатить потребителю неустойку. Если этого не сделать и дело дойдёт до суда, будет ещё штраф в размере 50% от суммы, присуждённой потребителю. Плюс к этим выплатам потребителю положена компенсации морального вреда за нарушение его прав.
- Административная ответственность: соблюдение прав потребителей контролирует Роспотребнадзор. Плановых проверок пока нет, но остались внеплановые. За выявленные нарушения штрафуют по КоАП РФ.
- Уголовная ответственность: наступает, если товары, продукция, работы или услуги не отвечают требованиям безопасности и стали причиной смерти или тяжкого вреда здоровью человека.