ФНС России разъяснила особенности организации и проведения контрольных мероприятий за применением ККТ в 2023 году
Согласно утвержденным особенностям организации и осуществления государственного контроля в 2023 году могут проводиться внеплановые контрольные мероприятия в виде документарной проверки по решению руководителя (или его заместителя) ФНС России, а также контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований, незамедлительного проведения контрольной закупки (постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336). В связи с этим ФНС России поручено организовать в 2023 году проведение контрольных мероприятий в рамках госконтроля за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у ИП (письмо ФНС России от 5 мая 2023 г. № Д-5-20/32@).
Одним из оснований для проведения проверки является наличие у налоговой службы сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров. Сведения о причинении вреда поступают из обращений граждан и организаций, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, из СМИ, а также при проведении проверок, включая и те, которые осуществляются без взаимодействия.
По результатам рассмотрения таких сведений налоговый орган отбирает налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, составляя мотивированное представление о проведении контрольных мероприятий. Оно составляется на основании сведений из заявлений граждан и организаций, в которых имеется указание на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг), а также указаны место, дата и время совершения и событие административного правонарушения. По рассмотрении такого мотивированного мнения может быть вынесено решение о проведении документарной проверке.
Решение о документарной проверке может быть вынесено и на основе собранных и проанализированных данных, имеющихся у налоговой службы, в частности полученных в ходе межведомственного информационного взаимодействия. При этом обязательно должны выполняться следующие условия:
•налогоплательщик осуществляет деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
•у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
•налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства о применении ККТ, которое не исполнено;
•сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения: место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, а также другие данные.
Помимо этого, проверка может быть назначена и в случае выявления фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн руб.
Налоговая служба напоминает, что внеплановые контрольные мероприятия проводятся по решению руководителя (его заместителя ) ФНС России при их согласовании с прокуратурой. Сведения о проведении документарной проверки размещаются в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. По результатам проверки после оформления акта контрольного мероприятия проверяемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также может быть возбуждено дело об административном правонарушении.
Истечение срока исполнения такого предписания, выданного после 1 марта 2023 года, само по себе уже будет являться основанием для проведения внеплановой проверки (контрольной закупки, документарной и выездной проверки), если прокуратура согласует ее.
Если "недобросовестные" налогоплательщики не изменят модель своего поведения и продолжат нарушать обязательные требования законодательства о применении ККТ, то налоговыми органами будут проводиться проверки без взаимодействия в виде выездного обследования. К таким налогоплательщикам относят тех, которые одновременно:
•не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
•ранее привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа, или в адрес которых направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства о применении ККТ, которое не исполнено;
•по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения и указанного в предостережении, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
Но выездное обследование может проводиться и на основании задания руководителя (его заместителя) территориального налогового органа. Если основанием для проведения внеплановой проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, то для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению может быть проведена контрольная закупка. Причем проводиться она будет незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля. По ее результатам также может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и возбуждено дело об административном правонарушении.