Как провести инвентаризацию по ФСБУ 28/2023 | Что делать Если | Медиа о налогах и законах (@esli4dk) | Мегасреда | 14.06.23, 11:27:01
Статья 14.06.23, 11:27

Как провести инвентаризацию по ФСБУ 28/2023

Для инвентаризации действует новый ФСБУ 28/2023. Применять его прямо сейчас необязательно, но можно. В статье рассказали, в чем плюсы нового стандарта и что делать, если решили перейти на него досрочно.

Документ

Приказ Минфина России от 13.01. 2023 № 4н

Когда начать применять ФСБУ28/2023

С 1 апреля 2025 года компании должны проводить инвентаризацию с учетом требований ФСБУ 28/2023. Но по решению руководителя начать применять новый стандарт можно и раньше (п. 2 Приказа Минфина России от 13.01.2023 № 4н).

До начала применения ФСБУ 28/2023 порядок проведения инвентаризации регулируют методические указания из Приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49. Если организация примет решение применять ФСБУ 28/2023 досрочно, методические указания используют в части, не противоречащей новому стандарту.

Решение о досрочном переходе на ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» нужно предусмотреть в учетной политике. В приказе укажите основание досрочного применения стандарта. Также в приложение к учетной политике необходимо включить утвержденные формы документов, которые используете при инвентаризации (пп. 8, 11 ПБУ 1/2008, п. 2 Приказа Минфина России от 13.01.2023 № 4н).

Подробнее в КонсультантПлюс

В чем плюсы введения ФСБУ28/2023

Финансисту обратили внимание на следующие положительные изменения по сравнению с действующим порядком:

  • появились общие требования к инвентаризации: полнота инвентаризации, определенные способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, документирование, своевременность и обоснованность отражения результатов и т. д.;
  • закрепили определения ряда понятий: объекты инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, срок проведения инвентаризации и др.;
  • разрешили определять наличие объекта, например с помощью видео- или фотофиксации;
  • предоставили право устанавливать состав документов инвентаризации самой организации. Ранее был полный перечень таких документов;
  • ввели новые требования к оценке результатов инвентаризации: оценка на дату, по состоянию на которую проводили инвентаризацию, оценка недостачи по балансовой стоимости и т. д.;
  • установили для каждого случая обязательной инвентаризации дату, по состоянию на которую ее нужно провести. При этом срок ее проведения в таких случаях устанавливает организация самостоятельно;
  • уточнили случаи, когда инвентаризационную комиссию можно не создавать.

Как проводить инвентаризацию по ФСБУ28/2023

Во время инвентаризации проверяют фактическое наличие активов и обязательств. Для этого оценивают их состояние и обоснованность нахождения в организации (п. 3 ФСБУ 28/2023).

Приказ и комиссия

Проведение инвентаризации оформляют приказом. В нем устанавливают перечень проверяемых объектов и сроки ее проведения.

Для обязательного проведения инвентаризации в общем случае создают инвентаризационную комиссию. Если при проведении обязательной инвентаризации нет 1/5 и более членов комиссии — это основание признать ее результаты недействительными (пп. 19, 21 ФСБУ 28/2023).

В отдельных случаях для обязательной инвентаризации комиссию можно не создавать. Например, если для инвентаризации привлекают сторонних аудиторов на основании договора об оказании таких услуг.

Проверка объектов инвентаризации

Фактическое наличие объектов инвентаризации определяют двумя способами (п. 4 ФСБУ 28/2023).

Способ 1. Подсчет, взвешивание, обмер, осмотр, если иное не установлено ФСБУ 28/2023. Если применить обычные способы выявления наличия отдельных видов активов невозможно или излишне затратно, можно воспользоваться альтернативными, например видео-, фотофиксацией.

Способ 2. Проверка документов и расчеты в отношении активов, относящихся к НМА, капвложений в них, денежных средств на счетах в банках, финансовых вложений, дебиторской задолженности и других аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности организации, объектов бухучета, которые не учитывают в составе обязательств, но должны отражаться на забалансовых счетах и информацию о которых нужно раскрывать в бухотчетности, а также неучтенных имущественных прав и обязательств.

Расхождения

Выявленные в результате инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета отражают в учете на основании их квалификации, утвержденной руководителем. Результаты инвентаризации оформляют документально (пп. 8, 9 ФСБУ 28/2023, пп. 5, 35 ФСБУ 28/2023).

Инвентаризационные документы составляют, хранят и исправляют согласно требованиям, установленным для первичных учетных документов и регистров бухучета (ст. 9, 10 Закона о бухгалтерском учете и ФСБУ 27/2021).

На объекты инвентаризации, такие как неучтенное имущество и объекты бухучета, которые не учитывают в составе активов и обязательств, но отражают на забалансовых счетах, составляют отдельные документы (пп. 6, 32 ФСБУ 28/2023).

Бухучет

Результаты инвентаризации отражают в бухучете в оценке, определяемой на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Результаты отражают в отчетном периоде согласно дате, по состоянию на которую проводили инвентаризацию.

Порядок следующий (пп. 1012 ФСБУ 28/2023):

  • излишки включают в доходы по их справедливой стоимости либо по их балансовой стоимости или по балансовой стоимости аналогичных активов;
  • стоимость недостающих активов списывают с учета по их балансовой стоимости и относят на виновных лиц или на расходы;
  • стоимость испорченных активов, которые можно использовать или продать, корректируют на сумму обесценения;
  • суммы дебиторской задолженности и обязательств, по которым срок исковой давности истек, а также другие долги, не реальные для взыскания, списывают с бухгалтерского баланса в общем порядке;
  • другие выявленные при инвентаризации расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств доначисляют или досписывают по правилам федеральных стандартов бухучета соответствующих объектов.

Подтверждение остатков

При годовой инвентаризации необходимо подтвердить остатки по всем счетам бухгалтерского учета, формирующим статьи бухгалтерской отчетности. Проверяют (ч. 1, 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 38 ПБУ 4/99, пп. 3, 18 ФСБУ 28/2023):

  • все активы организации, как материальные, так и не имеющие материально-вещественной формы, независимо от их местонахождения;
  • все обязательства организации;
  • активы и обязательства на забалансовых счетах, например арендованные ОС, которые не признаются в качестве права пользования активом. Данные о них необходимо представить в бухгалтерской отчетности;
  • имущество, имущественные права, обязательства, не учтенные по каким-либо причинам; источники финансирования деятельности организации.

Дополнительно в КонсультантПлюс

Как по ФСБУ28/2023 документируют инвентаризацию

ФСБУ 28/2023 установлено требование документального оформления инвентаризации:

  • сведений о фактическом наличии объектов инвентаризации;
  • сопоставления их с данными регистров бухгалтерского учета;
  • результатов инвентаризации.

Обычно сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации оформляют инвентаризационными описями и актами инвентаризации. Сопоставление сведений о фактическом наличии объектов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета показывают в сличительных ведомостях.

Однако стандартом не установлен состав документов инвентаризации, следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации. Формы документов инвентаризации определяет руководитель организации, типовых унифицированных форм, как было ранее, нет. При обязательном проведении инвентаризации формы документов инвентаризации должны содержать, среди прочего, реквизиты из пп. 31, 28 ФСБУ 28/2023.

В отношении составления, хранения и исправления документов инвентаризации нужно применять требования, установленные для составления, хранения и исправления первичных учетных документов и регистров бухучета. Такие требования определены ст. 9, 10 и 29 Закона о бухгалтерском учете, стандартом ФСБУ 27/2021.

Документы инвентаризации составляют на бумажном носителе или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. Решение по данному вопросу принимает организация самостоятельно.

Стандарт не содержит ограничений применения электронных документов инвентаризации. При этом ранее методические указания были ориентированы, главным образом, на бумажные документы.

Как излишки, выявленные при инвентаризации, оприходовать в бухгалтерском учете при применении ФСБУ 28/2023

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Что делать Если | Медиа о налогах и законах был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Уже рекомендуют

  • Oleg Svechnikov
    30.10.23, 11:02

    Добрый день! Рекомендую лектора и в целом компанию ЧДК в качестве юридической поддержки небольших компаний! Консультации, формирования договоров, правовые нормы - все очень грамотно! Спасибо!

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства