Упрощенный порядок жалоб налогоплательщиков на действие и бездействие налоговой | Юстиком (@usticom) | Мегасреда | 27.07.23, 11:06:28
Статья 27.07.23, 11:06

Упрощенный порядок жалоб налогоплательщиков на действие и бездействие налоговой

В конце июля 2023 года Государственной Думой РФ в третьем окончательном чтении одобрен Законопроект № 369931-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

В настоящее время Законопроект находится на стадии рассмотрения в Совете Федерации.

Предлагаемые поправки в Налоговый Кодекс будут определять направления налогового законодательства в период 2023 и 2024 гг.

Планируемые изменения обширные и, в случае их принятия и утверждения коснутся следующих моментов:

  • Введение института электронной банковской гарантии при возмещении НДС и акцизов;
  • Увеличение размера лимита по операциям, освобождаемым от НДС, при передаче в рекламных целях товаров, работ или услуг;
  • Предлагается новый порядок получения социального вычета физическим лицом (по новым правилам документы в налоговый орган будет передавать сама организация);
  • Введение стандартного вычета по НДФЛ для родителей, дети ли подопечные которых признаны недееспособными, а также иные новшества.

Однако, в данной заметке, мы остановимся на предполагаемом изменении, которое, по нашему мнению, является наиболее «интересным» и значимым для налогоплательщиков в настоящее время.

И так, одна из значимых поправок в НК РФ – это упрощение порядка рассмотрения жалоб налогоплательщиков на действие и бездействие налогового органа (пункт 44 проекта).

Напомним, что порядок рассмотрения жалоб установлен положениями ст. 140 Кодекса. Жалоба на действие (бездействие) должностных лиц налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, чьи действия обжалуются, и подлежит рассмотрению в течение 15 дней со дня ее получения.

Планируемые изменения сократят срок рассмотрения жалобы на действия (бездействие) налогового органа до 7 дней со дня ее получения.

Однако, для рассмотрения жалобы «в упрощенном» порядке необходимо выполнения нескольких условий:

  • жалоба должна быть направлена в налоговый орган в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • жалоба должна содержать прямое указание налогоплательщика на рассмотрение в «упрощенном» порядке.

При соблюдении данных условий жалоба не будет направляться на рассмотрение в вышестоящий налоговый орган, решение по ней будет приниматься тем налоговым органом, действия которого обжалуются налогоплательщиком.

В данной ситуации обращаем внимание налогоплательщиков на то, что «упрощенный» порядок подачи жалоб распространится только на жалобы на действие и бездействие налоговой, но не на решения, принятые по ст. 101 и 101.4 НК РФ, то есть нововведения не коснутся обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных и выездных проверок.

По нашему мнению в данном случае, также следует принять во внимание и с осторожностью отнестись к «упрощенному» порядку рассмотрения жалоб.

Во-первых, в данном случае «на лицо» нарушение субординации порядка рассмотрения жалоб. Ведь по сути дела налоговый орган будет оценивать на предмет правомерности и обоснованности действия своих же сотрудников…

Можно ли в данном случае говорить о беспристрастности налогового органа при оценке своих действий и доводов налогоплательщика? Рекомендуем задуматься над данным аспектом.

Во-вторых, введение «упрощенного» порядка, по нашему мнению, является ни чем иным как попыткой «разгрузить» вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России от значительного потока поступающих жалоб налогоплательщиков.

Данное новшество также позволит улучшить статистику по критерию количества поступающих жалоб от налогоплательщиков, как в самой налоговой инспекции, так и территориальным Управлениям ФНС.

Кроме того, данный аспект позволит налоговым инспекциям, в случае нарушения прав налогоплательщиков, решить вопросы так сказать «на месте», ведь вышестоящий налоговый орган будет не в курсе происходящих событий, а инспекция всегда может попросить налогоплательщика отозвать жалобу в связи с «урегулированием конфликта».

Рекомендуем налогоплательщикам иметь в виду аспекты, указанные выше, при принятии своих решений. И помните – «упрощенный» порядок обязательным не является, это Ваше право.

При подготовке настоящей заметки использована общедоступная и официальная информация сайта https://sozd.duma.gov.ru/bill/369931-8.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Юстиком был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства