Изменение компетенции государственных органов не должно быть препятствием для исполнения судебных актов
В рамках спора о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка было подано заявление о процессуальном правопреемстве департамента.
ВС РФ, отменяя акты нижестоящих судов об отказе в удовлетворении заявления, указал на то, что в публичных правоотношениях государственный орган участвует не в качестве юридического лица, обладающего определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, а в качестве особого публичного субъекта, наделенного властными полномочиями, правопреемство между государственными органами определяется предметной и территориальной компетенцией соответствующих публичных образований, а не статусом юридического лица и переходом материальных прав.
Материально-правовая основа такого правопреемства - изменения в сфере государственного регулирования и в его субъектном составе.
Функциональное правопреемство является аналогом правопреемства в материальных правоотношениях, создающим предпосылки для процессуального правопреемства, отличаясь по основаниям возникновения (передача полномочий от одних публичных органов другим в первом случае, имущественные правоотношения, гражданско-правовые обязательства - во втором), и означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.