Состояние бизнеса, при котором хозяйствующий субъект не несет убытки, но и не генерирует прибыль, называется Точка безубыточности (ТБ).
Для общего развития на этой вольной интерпретации сего экономического термина можно было бы и закончить.
Однако, мы с вами не желаем довольствоваться малым. Поэтому будем двигаться дальше, раскрывая пользу ТБ для управления бизнесом.
Точку безубыточности определяют в стоимостном или натуральном выражениях.
Первый вариант показывает на какую сумму необходимо продать товаров или оказать услуг.
И его чаще используют предприятия, которые реализуют несколько типов номенклатур.
ТБ стоим.=Постоянные затраты/Маржинальность
Маржинальонсть рассчитывается как отношение разности выручки и переменных затрат к выручке.
Переменные затраты зависят от объема производства. Например, прямая себестоимость и трудозатраты.
ТБ в натуральном выражении говорит нам о том, сколько таких товаров или услуг необходимо реализовать.
Данный вариант наиболее подходит для монономенклатурного бизнеса.
ТБ.нат = Постоянные затраты/(Цена ед.-Себестоимость ед.)
Постоянные затраты не зависят от объема производства. Например, заработная плата бухгалтерии или аренда офиса.
Не будем уходить в дебри постоянных и условно-постоянных расходов.
Точка безубыточности является вашим надежным партнером в управлении бизнесом.
Данные, полученные из расчета и анализа ТБ, помогут вам принять взвешенные управленческие решения в ситуации, когда необходимо:
1. Рассчитать оптимальную продажную цену.
На основе этой информации можно принимать решение о размере скидки на товар.
2. Определить загрузку производства.
Исходя из этого можно планировать сырьевые и человеческие ресурсы.
3. Рассчитать период окупаемости.
С какого дня бизнес начинает генерировать прибыль. Если вообще начинает.
Для максимизации пользы от расчёта и анализа ТБ рекомендую делать это на постоянной основе.
Ежемесячный анализ ТБ поможет выявить слабые места вашего бизнеса.
Это могут быть постоянные расходы (операционка), цена или себестоимость.
Выявление тормозящих переменных в бизнесе необходимо для того, чтобы точечно направлять для борьбы с ними управленческие усилия.
А вот что не рекомендую, так это стремиться распределить операционку на каждый вид продукции. Если у вас многономенклатурный бизнес.
Это в подавляющем большинстве случаев субъективная история, которая может привести к искажению данных.
И, как следствие, к некачественным управленческим решениям.
Лучше возьмите объем выручки, который способен покрыть операционку, и, исходя из рентабельности или других факторов, определите какой продукт и в каком объеме вам выгоднее продавать.
=== ===
Ссылка на скачивание файла с примером.
=== ===
С заботой о вашем бизнесе.