По общему правилу при расчете налога на прибыль налогоплательщик имеет право уменьшить полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как указывается в письме ФАС России от 21.09.2023 N КТ/76869/23, в данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.
Если сувениры распространяются в рекламных целях, в налоговом учете их стоимость относится к прочим видам рекламы в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Основание - п. 4 ст. 264 НК РФ. Указанные затраты включаются в расходы после раздачи сувенирной продукции. Необходимо учитывать, что рекламой признается информация, адресованная неопределенному кругу лиц. Поэтому, если подарки предназначены конкретным клиентам, расходы на их покупку не являются рекламными и не уменьшают налогооблагаемую базу.
При этом, как указывается в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 27 сентября 2023 г. № 03-03-06/2/91906, сама по себе сувенирная продукция с нанесенными на нее логотипами хозяйствующих субъектов, не может расцениваться как реклама, соответственно требования Федерального закона N 38-ФЗ к ней не применяются.
При этом в случае если речь идет о распространении сувенирной продукции, в том числе с логотипами хозяйствующих субъектов, для неопределенного круга лиц (например, при проведении рекламных акций), такая сувенирная продукция может рассматриваться в качестве одной из составляющей такой рекламы в виде рекламного мероприятия.