Организация раздает клиентам сувенирную продукцию со своим логотипом — кружки, фляжки, зонты, кепки и др. Можно ли учесть стоимость такой продукции в расходах при расчете налога на прибыль? На этот вопрос Минфин ответил в письме от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906.
Как известно, организация вправе учесть любые расходы, если они обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). При этом подпункт 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ позволяет учитывать в составе внереализационных расходов «другие обоснованные расходы». Однако в Минфине полагают, что затраты на изготовление сувенирной продукции нельзя признать обоснованными. Поэтому учесть их в составе внереализационных расходов не получится.
Можно ли в таком случае признать расходы на «сувенирку» рекламными и списать на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ? На этот вопрос в Минфине отвечают следующим образом.
Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Такое определение дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе». При этом, как отметил ФАС в письме от 21.09.23 № КТ/76869/23, под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. А сувенирная продукция с логотипом организации сама по себе не может расцениваться как реклама.
Из сказанного чиновники делают следующий вывод: раздача «сувенирки» клиентам организации (т.е. определенному кругу лиц) не является рекламой. Поэтому соответствующие затраты нельзя списать на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ как рекламные расходы.
В то же время, если речь идет о распространении сувенирной продукции с логотипом компании для неопределенного круга лиц (например, во время рекламных акций), такая «сувенирка» может рассматриваться в качестве одной из составляющей рекламы. А значит, затраты на ее изготовление можно учесть в составе нормируемых расходов на рекламу. Такой подход можно закрепить в учетной политике организации.
Однако судьи ВАС РФ занимали по данному вопросу другую позицию. Так, в определении суда от 28.09.09 № ВАС-12305/09 сказано, что организация, распространяющая среди клиентов сувенирную продукцию со своей символикой, вправе включить стоимость этой продукции в рекламные расходы.