В настоящее время торговля через маркетплейс — самый популярный способ онлайн-торговли. Известные торговые платформы привлекают огромную аудиторию потенциальных покупателей, имеют хорошо отлаженную логистику и гибкую систему продвижения товаров. Поэтому торговля через маркетплейс оказывается гораздо выгоднее, чем через собственные сайты и интернет-магазины. Однако у продавцов часто возникают вопросы при учете доходов, расходов и расчете налогов. Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
1. Торговля через маркетплейс
С маркетплейсами могут работать как организации, так и индивидуальные предприниматели. Некоторые платформы также сотрудничают с самозанятыми. Однако самозанятые могут продавать только товары собственного производства, а не чужие, и их годовая выручка не должна превышать 2,4 млн рублей.
Что касается системы налогообложения, доступны два варианта: общая система налогообложения или упрощенная система, где можно выбрать между доходами или доходами, уменьшенными на величину расходов. Индивидуальные предприниматели на патенте не могут продавать через маркетплейсы, так как интернет-торговля не считается розничной торговлей в рамках применения ПСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Если предприятие использует общую систему налогообложения, то оно должно уплачивать налог на прибыль. Предприниматель на ОСНО должен платить НДФЛ. Кроме этого и предприятия и ИП на ОСНО обязаны уплачивать НДС, а с 2025 года некоторые плательщики УСН также будут обязаны уплачивать НДС.
2. УСН для маркетплейсов
При УСН доходы и расходы учитываются кассовым методом — в момент поступления денег на счёт или их списания. Собственник товара должен учитывать в своих доходах полную сумму продажи, то есть ту сумму, которую покупатель заплатил при покупке товара на маркетплейсе. Уменьшать эту сумму на процент, который остается у онлайн-платформы, нельзя (письмо ФНС от 08.05.24 № СД-4-3/5416@). Это правило действует во всех случаях: как при продаже товара по изначально согласованной цене, так и при предоставлении дополнительной скидки или наценки. В любом случае собственник товара должен включить в свои доходы для целей УСН полную продажную цену.
Если маркетплейс по собственной инициативе предоставил скидку на товар, он должен компенсировать продавцу разницу за свой счет. Эта сумма для собственника продукции также будет доходом, но внереализационным. Таким образом, в данной ситуации продавец сначала учтет в доходах выручку от реализации с учетом предоставленной маркетплейсом скидки, а затем — сумму компенсации от торговой площадки.
Если же маркетплейс продал товар дороже согласованной цены, возникает дополнительная выгода, которая делится между сторонами согласно договору. Однако это не влияет на величину дохода, учитываемого для целей налогообложения у собственника. Он должен включить в доходы полную сумму продажи с учетом всей дополнительной наценки, а не только той части, которая причитается ему по договору.
3. Маркетплейс УСН доходы расходы
Расходы при работе с маркетплейсами могут учитывать только те «упрощенщики», которые выбрали объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». «Упрощенщики» с объектом налогообложения в виде «доходов» никакие расходы не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ, письмо ФНС от 08.05.24 № СД-4-3/5416@).
В состав затрат включаются: стоимость реализованного товара; комиссионное или агентское вознаграждение, которое маркетплейс взимает за продажи, а также другие суммы, предусмотренные договором с торговой площадкой. Это включает дополнительную выгоду от продажи товара по более высокой цене, которая остается у маркетплейса; вознаграждение за прием и перечисление денежных средств; плату за обработку в сортировочном центре и доставку товаров потребителям; и за размещение и продвижение товарных предложений. Отметим, что метод оценки покупной стоимости товара нужно закрепить в учетной политике (п. 2 ст. 11, подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При учете расходов важно правильно выбрать обоснование. Ведь, как известно, в рамках УСН доходы можно уменьшать только на те затраты, которые указаны в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ.
Комиссионные и агентские вознаграждения прямо указаны в подпункте 24 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, поэтому их учет не вызывает затруднений. Однако ситуация с остальными выплатами в пользу маркетплейса несколько сложнее.
Например, дополнительная выгода, оставшаяся у торговой площадки, не упомянута в статье 346.16 НК РФ. В Гражданском кодексе РФ дополнительная выгода отделена от вознаграждения посреднику (статьи 992 и 1011 ГК РФ). Таким образом, учитывать ее в рамках подпункта 24 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ нельзя. Зато ее можно включить в расходы, связанные с реализацией товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ). Это же основание подходит для списания сумм, взымаемых онлайн-платформой за размещение товарных предложений и прием/перечисление денежных средств.
Плату за обработку в сортировочном центре можно отнести к расходам на хранение и транспортировку товаров. Следовательно, такие суммы допустимо включать в расходы на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Взносы маркетплейса за продвижение товаров для целей УСН можно провести как рекламные расходы (подпункт 20 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ).
Оплату услуг маркетплейса по доставке товаров потребителям можно учесть как материальные расходы на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Это объясняется тем, что состав материальных затрат определяется в порядке, предусмотренном статьей 254 НК РФ (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ). Например, подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ относит к материальным затратам оплату транспортных услуг сторонних организаций по доставке готовой продукции в соответствии с условиями договоров.
Таким образом, несмотря на ограниченный перечень расходов для УСН доходы минус расходы, практически все суммы, взымаемые маркетплейсами за свои услуги, можно учесть в рамках данной системы налогообложения.
4. УСН на маркетплейсах как считать
Организация на УСН с объектом «доходы минус расходы» продает через маркетплейс детские костюмы. В карточке товара установлена цена 1 200 руб. за штуку, а их закупочная стоимость составляет 800 руб. Маркетплейс за месяц продал 60 штук. При этом на 15 из них он предоставил скидку в размере 60 руб. с каждой штуки. А 20 пачек были проданы по повышенной цене — 1 040 руб. за штуку. Вознаграждение торговой площадки — 3% от стоимости каждого проданного товара. За доставку и обработку заказов маркетплейс берет комиссию 1% от стоимости каждого проданного товара. И еще 1 200 руб. в месяц взимается за размещение и продвижение товарного предложения. По договору-оферте в случае продажи товара дороже цены, указанной в карточке, вся дополнительная выгода остается в распоряжении маркетплейса.
По итогам месяца организация включит в доходы выручку от реализации:
- 18 000 руб. (15 штук по согласованной цене 1 200 руб. за штуку);
- 13 200 руб. (15 штук по сниженной цене 1 140 руб. за штуку);
- 20 800 руб. (20 штук по повышенной цене 1 040 руб. за штуку).
Во внереализационные доходы попадут 600 руб. компенсации, которую маркетплейс обязан уплатить за продажу товара по сниженной цене.
Таким образом, общий доход составит 52 600 руб.
В расходы будет включено:
- 48 000 руб. (60 ш. × 800 руб./ш.) — покупная стоимость реализованного товара;
- 1 578 руб. ((18 000 руб. + 13 200 руб. + 20 800 руб.) × 3%) — вознаграждение маркетплейса;
- 800 руб. (20 ш. × (1 040 руб. – 1 000 руб.)) — дополнительная выгода, оставшаяся в распоряжении торговой площадки;
- 526 руб. ((18 000 руб. + 13 200 руб. + 20 800 руб.) × 1%) — комиссия за доставку и обработку;
- 1 200 руб. — плата за продвижение и размещение товарных предложений.
Всего в расходах будет учтено 52 104 руб.
Финансовый результат (прибыль) от продаж в месяц составит 496 руб. (52 600 — 52 104).
Налог при УСН доходы минус расходы составит 496*15% = 74 рубля
Удобнее всего операции по торговле с маркетплейсами учитывать в программах 1С, например, в 1С Бухгалтерия 8 ред., где автоматизирован учет и можно загружать операции из маркетплейса.
Приобрести программу и проконсультироваться можно у нас, являемся официальными партнерами.
Также смотрите про торговля через маркетплейс в статье
Также у нас есть отдельный мастер-класс по маркетплейсам по учету в 1С Бухгалтерия 8.
А если вам нужна помощь с учетом или консультация пишите в whatsapp, viber или telegram по телефону +7(986)971-84-18