Коучи, маркетологи, специалисты по рекрутингу предлагают различные точки зрения на то, какими личностными качествами и профессиональными навыками должен обладать руководитель. Мы обобщили их рекомендации и выделили восемь признаков, по которым можно оценить способность топ-менеджера быть руководителем. Проверьте по этим признакам себя и сотрудников, претендующих на руководящие должности в вашей команде.
Чтобы следить за актуальными материалами для бухгалтера и юриста, подключайте нашего бота — Что делать Если. Он пришлет статьи и трансляции от экспертов по вашим интересам и отследит изменения в темах, которые вы поставите на контроль.
Знание особенностей бизнеса
Многие крупные бизнесмены проходили свой карьерный путь с самых нижних должностей. Это позволило им досконально изучить все процессы, происходящие не только на предприятии, но и в соответствующем рыночном сегменте. Такая осведомленность помогает вовремя принять правильные решения.
Причем экономические знания не ограничиваются просто умением прочесть бухгалтерскую отчетность или финансовый анализ. Хороший руководитель должен уметь не только поддерживать бизнес на плаву, но и рисковать, инвестируя средства в его развитие.
Топ-менеджер — это не только управленец, но и аналитик, маркетолог и технолог. Именно отслеживание рыночных колебаний, новых технологий и разработок позволяет оперативно среагировать на изменения макросреды и занять наиболее выгодную рыночную нишу.
Знание сотрудников
Охватить все направления развития и контроля в одиночку невозможно. Поэтому руководителю важно хорошо знать, как сотрудники относятся к своей работе. Любой топ-менеджер должен скрупулезно оценивать личностные особенности и профессиональные качества своих подчиненных и иметь объективную обратную связь.
Например, нерационально помещать сотрудника, имеющего креативное мышление, на выполнение рутинных операций. А есть категория персонала, которому проще качественно повторять одну хорошо известную операцию, чем решать глобальные задачи.
Для руководителя чрезвычайно важно умение слушать и слышать своих подчиненных. Порой их идеи, пусть и кажущиеся слабыми и фантастическими, могут подтолкнуть к совершенно новому подходу к решению текущих бизнес-задач.
В процессе обратной связи у руководителя складывается и определенное впечатление о личности подчиненного. Кто-то является поборником привычных методов работы и тяжело воспринимает различные перемены, кто-то, напротив, легко приспосабливается к изменившимся условиям и быстро обучается новым принципам работы.
Такое знание предпочтений и характерных особенностей коллектива помогает более реально оценить готовность компании к переменам и новшествам, которые неизбежны в условиях быстро меняющейся макроэкономики. При этом руководитель, как капитан корабля, сам должен быть твердо уверен в правильности принятых решений. Следует помнить, что поведение руководителя всегда оценивается сотрудниками, поэтому в кризисных ситуациях целесообразно почаще быть на виду, мотивируя персонал.
Здоровый реализм
В нынешних геополитических условиях довольно сложно определить перспективы развития: насколько долго продлится спад в экономике, когда начнется процесс восстановления. Поэтому руководитель должен понимать и принимать тот факт, что в бизнесе всегда возникают непредвиденные события. Именно поэтому опытные аналитики всегда представляют оптимистичный и пессимистичный планы развития компании или отрасли.
Сочетание опыта и умение не пасовать перед трудностями позволяют воплотить в жизнь как краткосрочные стратегические планы, так и программу развития фирмы в долгосрочном периоде. При этом мало опираться только на информацию, предоставленную сотрудниками компании. Необходимо иметь сведения и сторонних наблюдателей, особенно в вопросах, касающихся поведения и предпочтений потенциальных потребителей.
Важно реально подходить к оценке внешнего окружения и четко ранжировать угрозы для бизнеса: какие критичны для устойчивости компании, а какие невозможно устранить.
Четкая постановка цели и расстановка приоритетов
Только высокий уровень компетентности позволяет управлять рисками и четко расставлять приоритеты в краткосрочных и долгосрочных целях. Например, введение санкций в 2014 году заставило многих руководителей искать новые пути поставок импортных материалов, запасных частей и комплектующих, искать альтернативные логистические решения. А пандемия 2020 года поставила под угрозу банкротства многие предприятия сферы обслуживания.
Те руководители, которые поставили правильные цели и рискнули освоить совершенно новые направления бизнеса, выдержали кризисный период и успешно развиваются.
Но зачастую высшее руководство принимает необоснованные решения, не имея представления о том, смогут ли сотрудники достичь поставленных целей.
Из теории менеджмента известно, что цели должны быть описаны по технологии SMART:
- specific — конкретность. Цель должна быть сформулирована максимально конкретно, без использования общих фраз и абстрактных понятий;
- measurable — измеримость. «Всё, что измеримо, может быть достигнуто»;
- achievable — достижимость. Цель должна быть выполнимой и в то же время достижимой неавтоматически. Другой аспект данного критерия — цель должна быть согласована руководителем с коллективом и принята подчиненными;
- relevant — релевантность.
Поэтому постановка цели — только первый этап планирования. Не менее важной является реальная оценка достижения определенного промежуточного шага, а также трезвая оценка, что получилось, чего не удалось достичь, как происходила реализация.
Систематический контроль за выполнением трудовых обязанностей и поставленных задач подчиненными
Это, пожалуй, самый сложный процесс в осуществлении руководства. Тотальный контроль снижает самооценку работников, убивает инициативу и приводит к диктаторской схеме управления. Чрезмерная свобода, напротив, расхолаживает персонал, приводит к срыву сроков реализации проектов и снижению качества труда. Достижение баланса в данном вопросе — признак эффективного руководителя.
Когда руководителем четко определены контрольные точки в процессе реализации цели, у подчиненных есть представление о собственной значимости в общем деле, а распределение обязанностей позволяет сотрудникам легче ориентироваться в выполнении задач. При этом должна быть разработана четкая система контроля с использованием поощрений и наказаний. Ведь халатность одного члена команды может поставить под угрозу выполнение всего проекта.
Подробно о теме контроля за персоналом можно узнать из статьи наших экспертов Контроль за работниками: как применять видеокамеры и специальное ПО
Поощрение наиболее ответственных и инициативных подчиненных
Помимо системы дисциплинарных взысканий, на предприятии должна быть разработана и система поощрений, основанная на принципах материальной и моральной мотивации персонала. Эта ответственность целиком лежит на руководителе. Поощрение наиболее результативных сотрудников должно быть адекватным и своевременным.
Для того чтобы знать, кого поощрять, руководитель должен разработать четкую и адекватную систему оценки результатов. Это поможет объективно сопоставить результаты по решению поставленных задач.
Сложность в том, что поощрять обычно нужно «здесь и сейчас». Поэтому сотрудников, занятых воплощением долгосрочных проектов, целесообразно поощрять авансом, не дожидаясь окончания проекта.
Повышение квалификации персонала
Ни для кого не секрет, как стремительно меняются технологии и инновационные решения для бизнеса. А многие руководители до сих пор рассматривают расходы по повышению квалификации сотрудников или переобучению работников как затраты, а не как инвестиции в будущее бизнеса.
Между тем простая статистика показывает, что компании, вкладывающие средства в тренинги, семинары и курсы повышения квалификации для руководителей высшего и среднего звена, более успешны в своей деятельности. Именно решительные люди, вооруженные широкими знаниями о своей профессиональной деятельности, становятся тем ядром компании, которое может дать пример остальным и вывести бизнес на первые позиции.
Те, кто не хочет принимать новые реалии и переучиваться, постепенно становятся балластом для коллектива и существенно тормозят развитие предприятия.
Трезво оценивать свои сильные и слабые стороны
Сколько руководителей, достигнув высокого поста, успокоились, подняли собственную самооценку до небес и попали в ловушку стагнации. А ведь еще из теории эволюции известно: что не развивается, то начинает деградировать.
Среди ловушек, подстерегающих руководителя, наиболее распространены следующие:
- руководитель-диктатор;
- панибратство с подчиненными;
- неумение делегировать полномочия.
Поэтому основная задача руководителя как личности — не потерять способности к обучению и разумно воспринимать обратную связь от подчиненных. Директора, который честно признается в некоторой некомпетентности в определенном вопросе, будут больше ценить, чем руководителя, отвергающего любые инициативы по принципу «начальник всегда прав».
Одно из ключевых качеств современного руководителя — умение создать сплоченную, инициативную команду из опытных и ответственных специалистов. Когда менеджер высшего звена уверен в компетентности своих подчиненных, он не боится делегировать им полномочия, тем самым освобождая свои силы и время для решения более крупных задач.
Настоящие руководители спокойно воспринимают критику в свой адрес, если претензии подчиненных обоснованы и его действия могут навредить бизнесу. В то же время не стоит ставить сотрудника, сообщившего неприятные новости, в положение гонца, принесшего дурные вести. Лучше иметь достоверную информацию о состоянии компании, чем приукрашенные отчеты.
Поэтому и в личных чертах характера руководитель должен быть твердым и принципиальным. Ведь от его решений зависит настоящее и будущее компании.
Учебный центр Что делать Квалификация разработал курс повышения квалификации «Управление эффективностью бизнеса» для современных руководителей, болеющих за свое дело. Подробнее узнать о программе курса можно по ссылке.
В летний период, когда основная часть сотрудников берёт отпуска, пригодятся Последние разъяснения Роструда и Минтруда по отпускам, которые наши эксперты собрали в одной статье
Если вас оболгали: как наказать обидчика и восстановить деловую репутацию
Даже один негативный отзыв может испортить деловую репутацию. Разберем, к кому предъявлять иск и что делать, если не можете найти нарушителя. Расскажем, как добиться опровержения, возмещения убытков, ущерба и почему нельзя требовать извинений.
Подробности у Анастасии Чекмаревой: она, как всегда, нашла много практики, которую можно использовать в споре.