Первые шаги в бизнесе - всегда путь в неизвестность. Небольшой бизнес уязвим по многим причинам. Высокий уровень рисков нередко обусловлен отсутствием навыков управления финансами. Несколько несложных рекомендаций позволят снизить этот риск, избежать частых ошибок, чреватых в том числе банкротством.
Ошибка № 1. Деньги собственника и компании - в одном кошельке
Самая распространенная ошибка начинающего предпринимателя считать, что его деньги и деньги компании - одно общее: заправляет собственную машину на деньги организации, а по счетам платит из собственного бюджета. В итоге прибыль от бизнеса смешивается с расходами собственника и оценить успешность компании становится практически невозможно. Другой случай - считать, что все деньги, которые приходят в компанию - зарплата, обязательные платежи “остаются за кадром”.
Пример из практики
Бизнесмен установил себе ежемесячную зарплату 200 тысяч рублей. Финансовое состояние организации не изучил, про ежемесячные выплаты в виде зарплаты сотрудникам, аренды, налогов - забыл. В результате произошел кассовый разрыв, компания стала должником.
Что делать
- “Разведите” собственные счета и счета компании. Не оплачивайте расходные материалы и прочее для нужд бизнеса из личного кошелька. Это поможет адекватно оценить реальные финансовые потоки фирмы.
- Установите себе ежемесячную фиксированную зарплату. Ее размер не должен превышать зарплаты наемного директора.
- Фиксируйте расходы и доходы компании, резервируйте средства на обязательные ежемесячные платежи.
Ошибка № 2. Отсутствие финансовой цели
Финансовая цель нужна всем организациям. Цели могут быть количественными и качественными. Количественная требует конкретики, например, ежемесячный доход 200 тысяч рублей. Качественную цель измерить нельзя, под ней подразумевается удовлетворенность проектом, самореализация и другие эмоциональные составляющие.
Пример из практики
Два начинающих предпринимателя открывают цветочный магазин. Цель одного - дарить красоту людям, задача другого - получать от бизнеса прибыль два миллиона в год. Их финансовая стратегия будет абсолютно разной, независимо от того, что работают они в одном и том же рыночном сегменте.
Что делать
Каждую цель нужно разбить на несколько компонентов:
- Проанализировать доход проекта.
- Расписать источники доходов и расходов.
- Определить точку безубыточности.
Например, если цель - качественная, то доходы должны покрывать обязательные расходы и могут не превышать точку безубыточности. При конкретной финансовой цели точка безубыточности должна быть превышена как минимум в два раза.
Ошибка № 3. Расходы не соответствуют финансовым возможностям
На старте небольшого бизнеса денег как правило, немного. Значит, нужно тщательно планировать и контролировать статьи расходов.
Пример из практики
Два начинающих парикмахера-предпринимателя ищут место для работы с клиентами. Красивый и просторный офис в центре за 50 тыс. руб. в месяц наверняка привлечет много клиентов. Для одного парикмахера это станет отличным решением, если он может внести аренду за полгода. Для другого - верная дорога в долги, поэтому нужно выбрать офис подешевле или работать на дому.
Что делать
В начале пути развития бизнеса разумно придерживаться стратегии экономии:
- Изучите свои расходы и проанализируйте, от чего можно отказаться.
- Оцените прибыльность каждого направления в бизнесе, возможно, отдельный сегмент всегда убыточен и его стоит закрыть.
- Оцените скорость реализации товаров. Например, килограмм леденцов стоит 2 тыс. рублей, а кофеварка 20 тыс. рублей. Но леденцы покупают ежедневно, а кофеварка может провести на полке месяцы. Значит, сегмент “Леденцы” принесет больше прибыли.
- Контролируйте запасы на складе. Не использовать их, превращать в неликвиды - значит терять деньги. Продайте, если они не нужны или пустите в дело.
Ошибка № 4. Нет денег на счете - бизнес убыточен
Принимать поступления и списания за доходы или убытки не совсем корректно. Так можно “упустить”, например, дебиторскую задолженность или товарные запасы, вложения в дорогое оборудование.
Бывает, что убытки бизнеса отражены в отчете, но на деле просто допущены ошибки сотрудником, который ведет документацию.
Пример из практики
Организация закупила 500 ручек, 100 продала. Считать, что 100 ручек - это “прибыль”, а 400 числить в убытках неправильно, так как товар (запас) - это те же деньги, только в другом состоянии. Определять выручку нужно только по проданным ручкам.
Что делать
- Вести четкий учет денежных средств.
- Освоить финансовую грамотность.
- Доверить финансовый учет специальным программам, ошибки в которых сведены к нулю.
Ошибка № 5. Со всем справлюсь сам или поручу бухгалтеру
В начале пути работать одному возможно. Но если бизнес развивается, то отслеживать состояние в одиночку становится трудно, необходимо делегировать обязанности.
Другой перекос: некоторые предприниматели считают, что финансами должен заниматься только бухгалтер. Он работает со счетами, ведет учет, следит за доходами и расходами бизнеса. Но это ошибочное суждение. Ведь бухгалтер отслеживает, как отработала компания за прошедший период, но не занимается планированием и бюджетированием.
Пример из практики
Компания планировала приобрести дорогостоящие станки. На это решились после того, как отследили план-факт по производству, проверили состояние счетов и т.п. Анализ провели на основе данных за отработанный период, которые предоставил бухгалтер, и сопоставили с целями компании (выход в новый продуктовый сегмент). Для бухгалтера же приобретение дорогостоящих станков - это оплата счета и подписанные первичные документы в подтверждение отгрузки товара.
Что делать
- Требовать от специалистов выполнения тех задач, которые входят в их компетенцию. Например, у бухгалтера можно запросить отчет о движении денежных средств в прошлом месяце. Задача руководителя (экономиста, финансового директора) проанализировать финансовые показатели и заняться финансовым планированием на будущий период.
- Не делегировать финансовый учет полностью даже самому лучшему специалисту. Конечно, бизнесмену самом не обязательно разбираться в цифрах на уровне финдиректора или экономиста, но контроль сохранять стоит. Например, запрашивать краткую сводку с выводами по основным финансовым показателям.
Эксперт Контур.Пульс Татьяна Евдокимова для Упрощенки