Что предпринимателю нужно знать  про финансы | Контур.Пульс (@pulse) | Мегасреда | 23.03.22, 13:44:03
Статья 23.03.22, 13:44

Что предпринимателю нужно знать про финансы

Первые шаги в бизнесе - всегда путь в неизвестность. Небольшой бизнес уязвим по многим причинам. Высокий уровень рисков нередко обусловлен отсутствием навыков управления финансами. Несколько несложных рекомендаций позволят снизить этот риск, избежать частых ошибок, чреватых в том числе банкротством.

Ошибка № 1. Деньги собственника и компании - в одном кошельке

Самая распространенная ошибка начинающего предпринимателя считать, что его деньги и деньги компании - одно общее: заправляет собственную машину на деньги организации, а по счетам платит из собственного бюджета. В итоге прибыль от бизнеса смешивается с расходами собственника и оценить успешность компании становится практически невозможно. Другой случай - считать, что все деньги, которые приходят в компанию - зарплата, обязательные платежи “остаются за кадром”.

Пример из практики

Бизнесмен установил себе ежемесячную зарплату 200 тысяч рублей. Финансовое состояние организации не изучил, про ежемесячные выплаты в виде зарплаты сотрудникам, аренды, налогов - забыл. В результате произошел кассовый разрыв, компания стала должником.

Что делать

  1. “Разведите” собственные счета и счета компании. Не оплачивайте расходные материалы и прочее для нужд бизнеса из личного кошелька. Это поможет адекватно оценить реальные финансовые потоки фирмы.
  2. Установите себе ежемесячную фиксированную зарплату. Ее размер не должен превышать зарплаты наемного директора.
  3. Фиксируйте расходы и доходы компании, резервируйте средства на обязательные ежемесячные платежи.

Ошибка № 2. Отсутствие финансовой цели

Финансовая цель нужна всем организациям. Цели могут быть количественными и качественными. Количественная требует конкретики, например, ежемесячный доход 200 тысяч рублей. Качественную цель измерить нельзя, под ней подразумевается удовлетворенность проектом, самореализация и другие эмоциональные составляющие.

Пример из практики

Два начинающих предпринимателя открывают цветочный магазин. Цель одного - дарить красоту людям, задача другого - получать от бизнеса прибыль два миллиона в год. Их финансовая стратегия будет абсолютно разной, независимо от того, что работают они в одном и том же рыночном сегменте.

Что делать

Каждую цель нужно разбить на несколько компонентов:

  1. Проанализировать доход проекта.
  2. Расписать источники доходов и расходов.
  3. Определить точку безубыточности.

Например, если цель - качественная, то доходы должны покрывать обязательные расходы и могут не превышать точку безубыточности. При конкретной финансовой цели точка безубыточности должна быть превышена как минимум в два раза.

Ошибка № 3. Расходы не соответствуют финансовым возможностям

На старте небольшого бизнеса денег как правило, немного. Значит, нужно тщательно планировать и контролировать статьи расходов.

Пример из практики

Два начинающих парикмахера-предпринимателя ищут место для работы с клиентами. Красивый и просторный офис в центре за 50 тыс. руб. в месяц наверняка привлечет много клиентов. Для одного парикмахера это станет отличным решением, если он может внести аренду за полгода. Для другого - верная дорога в долги, поэтому нужно выбрать офис подешевле или работать на дому.

Что делать

В начале пути развития бизнеса разумно придерживаться стратегии экономии:

  1. Изучите свои расходы и проанализируйте, от чего можно отказаться.
  2. Оцените прибыльность каждого направления в бизнесе, возможно, отдельный сегмент всегда убыточен и его стоит закрыть.
  3. Оцените скорость реализации товаров. Например, килограмм леденцов стоит 2 тыс. рублей, а кофеварка 20 тыс. рублей. Но леденцы покупают ежедневно, а кофеварка может провести на полке месяцы. Значит, сегмент “Леденцы” принесет больше прибыли.
  4. Контролируйте запасы на складе. Не использовать их, превращать в неликвиды - значит терять деньги. Продайте, если они не нужны или пустите в дело.

Ошибка № 4. Нет денег на счете - бизнес убыточен

Принимать поступления и списания за доходы или убытки не совсем корректно. Так можно “упустить”, например, дебиторскую задолженность или товарные запасы, вложения в дорогое оборудование.

Бывает, что убытки бизнеса отражены в отчете, но на деле просто допущены ошибки сотрудником, который ведет документацию.

Пример из практики

Организация закупила 500 ручек, 100 продала. Считать, что 100 ручек - это “прибыль”, а 400 числить в убытках неправильно, так как товар (запас) - это те же деньги, только в другом состоянии. Определять выручку нужно только по проданным ручкам.
Что делать

  1. Вести четкий учет денежных средств.
  2. Освоить финансовую грамотность.
  3. Доверить финансовый учет специальным программам, ошибки в которых сведены к нулю.

Ошибка № 5. Со всем справлюсь сам или поручу бухгалтеру

В начале пути работать одному возможно. Но если бизнес развивается, то отслеживать состояние в одиночку становится трудно, необходимо делегировать обязанности.

Другой перекос: некоторые предприниматели считают, что финансами должен заниматься только бухгалтер. Он работает со счетами, ведет учет, следит за доходами и расходами бизнеса. Но это ошибочное суждение. Ведь бухгалтер отслеживает, как отработала компания за прошедший период, но не занимается планированием и бюджетированием.

Пример из практики

Компания планировала приобрести дорогостоящие станки. На это решились после того, как отследили план-факт по производству, проверили состояние счетов и т.п. Анализ провели на основе данных за отработанный период, которые предоставил бухгалтер, и сопоставили с целями компании (выход в новый продуктовый сегмент). Для бухгалтера же приобретение дорогостоящих станков - это оплата счета и подписанные первичные документы в подтверждение отгрузки товара.

Что делать

  1. Требовать от специалистов выполнения тех задач, которые входят в их компетенцию. Например, у бухгалтера можно запросить отчет о движении денежных средств в прошлом месяце. Задача руководителя (экономиста, финансового директора) проанализировать финансовые показатели и заняться финансовым планированием на будущий период.
  2. Не делегировать финансовый учет полностью даже самому лучшему специалисту. Конечно, бизнесмену самом не обязательно разбираться в цифрах на уровне финдиректора или экономиста, но контроль сохранять стоит. Например, запрашивать краткую сводку с выводами по основным финансовым показателям.

Эксперт Контур.Пульс Татьяна Евдокимова для Упрощенки

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Контур.Пульс был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства