Как директору договориться с бухгалтером | Контур.Пульс (@pulse) | Мегасреда | 29.03.22, 13:14:08
Статья 29.03.22, 13:14

Как директору договориться с бухгалтером

Время чтения 8 минут

За финансовый результат компании отвечают как минимум два человека: директор и бухгалтер. Часто из-за разных целей они не могут выстроить эффективную работу. Как руководителю найти общий язык с бухгалтером и наладить управление финансами компании, рассказывает Евгения Остапенко, эксперт Контур.Пульса.

Что мешает директору и бухгалтеру понять друг друга

Компания успешно продает товары, бухгалтерские отчеты показывают прибыль, но на счету у фирмы нет средств, чтобы заплатить налоги и рассчитаться с поставщиками в срок. Директор в отчаянии, а бухгалтер, казалось бы, здесь не при чем, так как вовремя начислил зарплату, подготовил первичную документацию, успел отправить отчеты в надзорные органы. Тем не менее, у компании при благоприятной в целом ситуации почему-то не хватило денег.

У бухгалтера и руководителя не совпадают цели

Распространенная причина дефицита бюджета и кассового разрыва: несвоевременный анализ план-факта. В среднем компании делают его не чаще, чем раз в 1,5 месяца. Как правило, это случается из-за того, что бухгалтер долго готовил информацию о доходах и расходах компании. А со сроками затянул, так как у него не было закрывающих документов, и, возможно, он параллельно готовил срочный отчет в налоговую.

По сути в обязанности бухгалтера не входит анализ финансов компании, он констатирует факт за прошедший период. Но руководителю для принятия управленческих решений часто нужна достоверная и своевременная информация о доходах и расходах компании.

Обязанности бухгалтера

  1. анализирует работу компании за прошедший период
  2. отчитывается перед контролирующими органами
  3. готовит информацию о движении денежных средств для руководителя компании

Обязанности руководителя

  1. оценивает бизнес в целом
  2. анализирует, как отработала компания в прошлом периоде и прогнозирует финансовое состояние
  3. ищет возможности для развития бизнеса
По нашим данным до 20 платежей в день руководители подписывают, не глядя и не вникая в их значимость, упуская действительно важные и неотложные. Это часто происходит из-за того, что бухгалтер готовит отчеты для руководителя, которые пестрят терминами и сложными формулами. Директор не может разобраться, задает банальные для специалиста вопросы о расчетах, законодательных тонкостях, прибыльных и убыточных статьях, дебиторской задолженности. Некоторые руководители предпочитают не тратить на это время вовсе, перестают вникать в тонкости учета, а затем из-за недостатка информации принимают неверные управленческие решения.

Пример из практики

Директору телекоммуникационной компании не нравилось, что бухгалтерия долго готовит управленческие и финансовые отчеты. Сам результат работы отдела его не устраивал тоже: документация приходила в тяжелых Excel-файлах, пестрила непонятными финансовыми терминами и формулами. Чтобы понять суть, руководителю приходилось долго разбираться. Однажды компания потеряла крупный источник дохода: из фирмы ушел клиент, который приносил по 2 млн рублей ежемесячно. Директор узнал об этом лишь через два месяца, так как получал нерегулярный отчет от бухгалтеров. Если бы о проблеме было известно раньше, то клиента наверняка можно было бы удержать.

Как выстроить управление финансами

Самому заниматься деньгами компании

Плюсы

  1. вся информация у одного человека
  2. не нужно тратить деньги на дополнительных сотрудников

Минусы

  1. уходит много времени
  2. решение подходит не всем компаниям
  3. от большой нагрузки может пострадать качество управления
  4. во всем придется разбираться лично

Это решение подойдет малым компаниям, в которых не больше пяти сотрудников. Руководитель должен быть уверен, что успеет все четко спланировать. К тому же ему нужно поработать над знаниями в экономической сфере: получить профильное образование или пройти курсы.

Обучить бухгалтера управлению финансами

Плюсы

  1. в компании есть специалист, который разбирается в учете, умеет планировать денежные потоки и анализировать финансовую устойчивость бизнеса в целом

Минусы

  1. затраты на дополнительное обучение бухгалтера
  2. повышенная нагрузка на специалиста
  3. большая вероятность ошибки
  4. повышение зарплаты универсальному специалисту

Бухгалтер в компании, как правило, сильно загружен. Когда руководитель поручает ему заниматься еще и финансовым менеджментом, то качество работы может пострадать. К тому же, обязанности бухгалтера и финансиста немного разнятся. Кроме того, работника, вероятно, придется отправить на курсы повышения квалификации. А потом поднять ему зарплату, так как высококвалифицированный специалист на рынке труда стоит дорого.

Взять третьего: оформить в штат финансового директора

Плюсы

  1. финансы- в руках профессионала
  2. нагрузка на директора и бухгалтера снижена

Минусы

  1. найти хорошего финдиректора довольно сложно
  2. из-за большого объема информации финдиректор не застрахован от ошибок
  3. потребуется нарастить ФОТ, чтобы выплачивать более высокую зарплату

Финансовый директор в компании однозначно улучшит качество работы с деньгами. Бюджетирование, анализ текущей финансовой ситуации он возьмет на себя, а значит, снимет нагрузку и с директора, и с бухгалтера. К сожалению, даже профессиональный финансовый руководитель не гарантирует безошибочной работы. Некоторые специалисты по привычке ведут подсчеты в тяжелых эксель-файлах, многое держат в памяти и могут что-то упустить. Нанять финансового директора могут себе позволить, как правило, компании, которые способны держать высокооплачиваемого сотрудника.

Доверить финансовый учет онлайн-сервисам

Плюсы

  1. ошибки сведены к нулю
  2. регулярный доступ к информации о финансах
  3. нагрузка на руководителя и бухгалтера снижена
  4. сервисы предупреждают о кассовых разрывах

Минусы

  1. требует финансовых вложений, правда, не таких больших, как зарплата для отдельного сотрудника

Это решение подойдет и маленьким фирмам с одним директором, и более крупным организациям с обширным штатом сотрудников. Онлайн-сервисы помогают отслеживать финансы компании в любой момент времени, не дожидаясь закрывающих документов и расчетов от бухгалтерии. По большому счету, искусственный интеллект выполняет роль финансового директора и предупреждает о возможных кассовых разрывах, дает руководителю необходимые данные для принятия решений.

Директор или экономист загружает данные в программу, узнает сколько поступило средств от продаж, много ли потратило то или иное подразделение или какую сумму задолжали партнеры. В любой момент руководитель может открыть браузер, войти в систему и увидеть состояние дел в каждом офисе, понять, где нужно скорректировать расходы, чтобы сберечь деньги компании. Как правило, такие сервисы стоят не дороже квалифицированного финансового директора, а ошибка при финансовом учете сводится к нулю.

Способ работы с деньгами каждая компания выбирает свой. Все зависит от размера организации, ее возможностей и финансовых целей, а также количества сотрудников. Однако директор любой фирмы должен понимать, что только грамотный финансовый менеджмент приведет компанию к успеху. Он поможет держать руку на пульсе и отслеживать состояние бизнеса в любой момент времени.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Контур.Пульс был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства