Рекомендации по амортизации
Амортизация – понятие для многих бухгалтеров достаточно своеобразное.
Вообще, это – включение стоимости актива в цену товаров, работ и услуг. Нужно, чтобы после покупки имущества, которое будет использоваться для получения прибыли, вернуть себе его стоимость, а потом потратить эти деньги на покупку ресурсов. Для бухгалтерского и налогового учета они разделены на 10 групп по сроку полезного использования в первой те, что используют от 1 до 2 лет, а в десятой — больше 30 лет.
Есть компании, где с этим почти не сталкиваются, и бухгалтерия не имеет навыков работы с ней. Ответим на несколько простых вопросов.
1. Амортизировать ли вклады в уставный капитал, когда учредитель передал компании основное средство?
Амортизировать можно. Если планируете использовать основное средство для извлечения дохода более 12 месяцев и при этом его первоначальная стоимость превышает 100 000 руб., то объект можно признать амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК). Вы вправе включать в налоговые расходы амортизацию этого основного средства.
2. Можно ли списывать амортизацию, если у компании нет доходов, когда компания новая, но на балансе уже есть оборудование?
Можно. Амортизационные отчисления — это одна из групп расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 НК). Эти расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а в отсутствие доходов формируют убыток. При расчете налога на прибыль учитываются любые обоснованные и документально подтвержденные расходы, главное, чтобы они были направлены на получение доходов. Временное отсутствие доходов — не основание, чтобы не признавать амортизацию.
3. Что с амортизацией, если оборудование простаивает?
Если не переводили на консервацию, а простой связан с временной приостановкой производства и невозможностью использовать имущество в деятельности, которая приносит доход, амортизировать можно. Перечень случаев, когда основное средство исключается из состава амортизируемого имущества, закрыт. Простой имущества в него не входит.