Статистика по мировому авторынку 2021
За 2021 год мировой авторынок вырос на 4,6%: количество новых машин увеличилось до 81,31 млн. Такой прирост случился, прежде всего, из-за низких стартовых показателей в первом и втором кварталах.
Несмотря на такой процентный рост в первую половину года, достичь показателей доковидного периода не удалось. В том числе нехватка полупроводников не дает рынку полностью восстановиться. При этом дефицит возник еще до пандемии коронавирусной инфекции, но впоследствии ситуация осложнилась.
Самым востребованным брендом и крупнейшим автопроизводителем в мире остается Toyota. На втором месте и по производству, и по продажам находится Volkswagen AG, несмотря на то что концерн столкнулся с дефицитом полупроводников и сдал на 4,5%.
Пятерку крупнейших рынков для премиум-автомобилей возглавил Китай с объемом продаж в 2,79 млн. Далее идет США (1,89 млн), Германия (0,72 млн), Великобритания (0,43 млн) и Южная Корея (0,34 млн).
В сегменте премиум-автомобилей BMW смог вернуть себе лидерство впервые с 2016 года, продав 2,03 млн машин. Это единственный премиум-бренд, который увеличил количество продаж. Остальные марки лишь потеряли в спросе: Mercedes просел на 11%, Audi — на 2% и Lexus — на 16%.
Самой продаваемой машиной в мире стала Toyota Corolla (985 тыс.). Впервые в ТОП-10 мировых бестселлеров вошли электромобили — Tesla Model 3 и китайский Wuling Mini EV. В 2021 году спрос на батарейные машины увеличился в два раза: по всему миру было продано 6,6 млн автомобилей, причем половина из них (3,4 млн) – в Китае. Доля электромобилей на рынке составила 8,6%.
Ключевые показатели российского рынка в 2021 году
Производство транспортных средств за 2021 год выросло на 10% и превысило отметку в 1,5 млн единиц.
В 2021 году рынок вырос на 4,3% по сравнению с 2020 годом. В первое полугодие рост составил 37% из-за низких стартовых показателей, а уже во вторую половину года наблюдалось падение: в октябре продажи уменьшились на 18%, а в ноябре и декабре — на 20%. С июля по декабрь было реализовано 796 тыс. автомобилей.
Лидером по продажам в 2021 остается отечественный бренд Lada, доля которого на российском рынке составляет чуть больше 1/5 – 21%, что на 2,1% больше, чем в прошлом году. Также остаются востребованными среди россиян корейские марки Kia (205 801) и Hyundai (167 331), которые показали рост в 2021 году – на 2% и 2,5% соответственно. Наибольший рост продемонстрировала марка «ГАЗ», которая производит коммерческие автомобили – +10,4%.
Рейтинг самых популярных моделей также возглавляет Lada. Самой востребованной иномаркой стала Kia Rio. В 2021 году российский рынок легковых автомобилей был представлен 270 моделями. И больше половины из них (153 модели) – внедорожники и кроссоверы.
В январе 2022 года впервые за последние 4 года в России количество автодилеров прекратило снижаться. За первые 15 дней января рост составил 0,3%. На тот момент в России находилось 3220 официальных дилерских центров. Положительную динамику, наметившуюся в начале 2022 года, можно связать с созданием дилерской сети китайской марки EXEED в России.
Всего по состоянию на январь 2022 в России насчитывалось 732 автодилера китайских брендов. То есть китайские сети заняли 22,5% от общего числа дилеров.
Ситуация после 24 февраля 2022: как повлияли санкции на авторынок
В 2022 и 2023 годах ожидается сокращение мирового производства легковых машин из-за экономических проблем, связанных с ухудшением геополитической ситуации. Количество автомобилей может уменьшиться на 2,6-4 млн.
Из-за санкций рвутся цепочки поставок, что ведет к сокращению или остановке производства многих брендов. Кроме того, следует ожидать роста цен на энергоносители и сырье. К примеру, возможно нарушение логистики по поставкам палладия, 40% которого экспортируется из России.
Недопроизводство машин скажется на отложенном спросе: хотя неудовлетворенную покупательскую способность, которая на начало 2022 года составляла 12% (нехватка 10 млн машин), к середине марта удалось сократить на треть.
Перспективы развития российской автомобильной промышленности
Скорее всего, в 2022 году Китай займет еще большую долю российского авторынка. Обострившаяся геополитическая ситуация может также способствовать увеличению доли китайских автомобилей на российском рынке, которая и так росла последние годы. Соответственно, и количество дилер-центров китайских брендов может возрасти.
Эксперты предполагают, что российский автопром и авторынок могут пойти по иранскому пути. В отношении Ирана были введены массовые санкции в 2012 году: объем иранского авторынка 2011 года (1,59 млн машин) сопоставим с объемом российского рынка накануне санкций (1,54 млн в 2021 году); оба государства в экономическом плане сильно зависят от нефти, а также и Россия, и Иран стремятся создать масштабный собственный автопром. Если Россия все-таки повторит путь Ирана, тогда в следующем году (2023) стоит ждать уменьшение рынка примерно в два раза по сравнению с показателями 2021 года.
Также есть основания предполагать, что рынок за этот год может потерять в объеме 50-70%.
Читать подробное исследование:
Российский автопром в 2022 году: как отрасль переживает санкции
Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов
Если материал Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора