Выгоды ЭДО неочевидны только стойким любителям традиций (и макулатуры): минимальная стоимость формирования пакета документации, снижение накладных расходов (бумага, картриджи, канцелярка и проч.), ускорение коммуникаций, безопасность. Если вы все еще сомневаетесь — самое время прекратить.
«А мы уже на ЭДО!» Вы уверены?
Практика показывает, что многие добросовестно заблуждаются, полагая, что они «на ЭДО». А как же, обмениваемся электронными документами напрямую с контрагентами, документы отсылаем по самой что ни на есть электронной почте (а копии бережно подшиваем в папочки и храним -цать лет). Конечно, «экономя» на услугах оператора.
На самом деле это означает отсутствие таких возможностей как:
- передача абсолютно всех документов напрямую адресату;
- 100%-ная автоматизация документооборота;
- защищенность от претензий, в т. ч. в суде (ЭДО фиксирует все манипуляции с документами, отправку, доставку, корректировку и т. д.);
- снижение до минимума человеческого фактора — ошибок, опечаток, «не ту печать шлепнул» и т. п.
- сохранность документов в защищенном хранилище (например, в облаке оператора ЭДО).
Организация лишается по-настоящему масштабного документооборота, когда «все ходы записаны», каждое движение документа регламентировано и учтено.
К тому же сейчас многие соглашения об электронном документообороте составлены настолько «удачно», что в случае возникновения споров и разногласий выясняется, что никто никаких документов не получал, не составлял или не понял.
Что такое реальный ЭДО
ЭДО, как технология, представляет собой обмен электронными документами через интернет. А с точки зрения пользователя — это тогда, когда вся работа с документацией ведется БЕЗ применения бумажных носителей со скоростью мысли, с помощью защищенной от подделок квалифицированной ЭП.
Настоящий ЭДО позволяет управляться с информационными массивами любого объема, организовать огромный документооборот, сократить (точнее, исключить) затраты, риски утраты данных, ошибки, вызванные человеческим фактором.
Это для крупных предприятий, скажете вы? А как насчет возможности получать оплату «день-в-день» — жизненно важная вещь для малого и среднего бизнеса? Именно благодаря ЭДО процесс получения оплаты ускоряется максимально. К тому же большинство выгодных деловых партнеров давно применяют ЭДО и не заинтересованы подстраиваться под чей-то допотопный документооборот.
Настоящий ЭДО позволяет подписывать и отправлять документы в мгновение ока, загружать в систему документы любым удобным способом, проверять и изучать документы, независимо от формата, блокировать нежелательных «бизнесменов» — все это можно оценить и опробовать бесплатно в Астрал.ЭДО
Что нужно для перехода на ЭДО?
Необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику, выработать схему документооборота и распределить функции между сотрудниками (право подписи, редактирования, согласования и т. п.), выбрать оператора ЭДО, подписать договор с ним и подключиться к системе. Из необходимых инструментов нужны квалифицированная ЭП и программное обеспечение, предоставленное оператором.
Многих пугают затраты на электронную подпись, но на ЭДО можно работать со всеми видами подписи (см. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ: простая, неквалифицированная и квалифицированная электронная подпись).
Для каждой подписи — своя сфера (за исключением простой, все-таки она сугубо для внутреннего пользования). Скажем, вполне возможно подписывать внутреннюю документацию (справка, приказ, докладная и проч.) неквалифицированной ЭП. Но квалифицированная ЭП открывает максимум возможностей, и степень удобства ее применения куда выше ее цены.
Тем более, что в рамках спецакции @ZABOTA от Астрал-ЭТ можно перевыпустить сертификат, с которым ЭП будет действовать на протяжении всего 2022 г., без очередей и лишних бумаг.
Как выглядит схема ЭДО?
Она проста, как все гениальное, и едина как для «малышей», так и для бизнеса международного масштаба.
Как выглядит схема электронного документооборота
А как узнать, что контрагент подключен к ЭДО?
Проще всего не играть в разведчиков, а выяснить этот вопрос у самого контрагента. А если серьезно, многие учетные системы сами оповещают, что деловой партнер был подключён к системе ЭДО.
Для пользователей «1С» достаточно подключить сервис «1С-ЭДО», уже встроенный в встроенный в 1С, отправить приглашение контрагенту и начать работать. Никакие дополнительные соглашения с контрагентами заключать не нужно.
Так, если вы пользуете «1С», достаточно заглянуть справочник «Контрагенты», и убедиться в наличии или отсутствии напротив наименования соответствующей компании значка. Если он есть — просто отправляйте приглашение на обмен цифровыми документами.
Возможно, что вы со своим деловым партнером выбрали разных операторов — не беда. У всех ведущих операторов имеется возможность настроить роуминг для беспрепятственного обмена документацией.
Для настройки роуминга достаточно узнать идентификатор СЭД, и даже выяснить, у какого оператора «обслуживается» ваш контрагент.
Например:
2AEdcc414cc219b11e2a6300500d730304c,
где первые 3 символа ― код оператора ЭДО (в данном случае — «Калуга Астрал»), а остальные собственно идентификатор, личный номер. В «1С» добыть идентификатор можно без труда, пройдя по маршруту: «ЭДО» — «Учетные записи», вкладка с регистрационными данными.
«Калуга Астрал» обеспечивает роуминг со всеми значимыми операторами ЭДО. Настройка роуминга и все входящие — бесплатно. Быстрый старт: 2 мин. после подачи заявки.
В заключение отметим, что всеобщий ЭДО не за горами: уже с 1 января 2022 г. его противники потеряют возможность работать с рядом популярных товаров, подлежащих маркировке, — одежда, текстиль, парфюмерия, автошины, табак, фототехника, — а передача данных о них через ЛК в «Честный ЗНАКе» станет невозможной.
Кроме того, именно сейчас выгодно перевыпустить сертификат ЭП, и она будет действовать в течение всего 2022 г., а с нового года за ней руководителям и ИП придется отправляться в органы ФНС и к ее доверенным лицам, а сейчас и фирмы, и ИП могут без хлопот получить сертификат в своем УЦ. Так что если вы ждете подходящего момента перейти на ЭДО, то он уже настал.