Что делать, если ценный сотрудник решил уволиться | ПланФакт (@planfact) | Мегасреда | 03.08.22, 15:10:11
Статья 03.08.22, 15:10

Что делать, если ценный сотрудник решил уволиться

Иногда компании сокращают штат в условиях кризиса, чтобы уменьшить затраты бизнеса. Но бывает так, что по собственному желанию уходят ключевые работники. Рассказываем, как удержать таких сотрудников и надо ли это делать.

Всем привет! Мы делаем сервис по управленческому учету Сегодня расскажем, почему увольняются ценные сотрудники и что делать в такой ситуации.

Почему увольняются основные сотрудники

Когда-нибудь каждый сотрудник оформит увольнение, но этот момент лучше отсрочить, когда речь идет о ценных кадрах. Но если сотрудник кладет заявление на стол, а вы не хотите его терять, то постарайтесь узнать причины. Возможно, есть личные нюансы или конфликты с коллегами. Причину важно узнать не только, чтобы удержать. Это пригодится руководителю и в будущем для избежания подобных ситуаций. Но в целом все причины довольно банальны:

  • низкая зарплата или задержки выплат;
  • отсутствие карьерного роста;
  • недопонимание с руководством или коллегами;
  • неофициальное оформление;
  • скучная работа;
  • неподходящий график работы.

Скрытые причины для увольнения

Впрочем, руководителю полезно знать, что иногда сотрудники увольняются по довольно неочевидным причинам.

Сотрудник манипулирует

Зачастую это касается зарплаты, а точнее, ее размера. Иногда сотрудники получают оффер от конкурентов, которые предлагают больше денег. В нормальной ситуации работник прямо об этом скажет и подчеркнет, что он рад остаться, если поднимут зарплату. Но некоторые начинают манипулировать: находят минусы в работе, снижают активность, плохо выполняют поручения, то есть всячески подчеркивают, что работа не устраивает и в этой компании их не ценят.

Конечно, можно поднять сотруднику зарплату, но это создает угрозу, что в будущем он применит такой же трюк или так поступят другие. Поднимайте зарплату, если у работника реально высокие компетенции и он приносит ощутимую пользу. Или платите больше, но при этом добавьте обязанностей.

Работник устраивает акцию протеста

Иногда люди увольняются, потому что не могут по-другому донести собственную точку зрения. Особенно во время конфликтов с начальством или коллегами. Постарайтесь узнать точку зрения всех участников спора. Возможно, руководитель направления вызывает негатив у всех, и лучше поговорить с ним, а не подписывать заявления работника.

У работника беда или проблемы

Бывает, что у человека заболели родители и ему придется уехать в другой город. Или происходит развод с судом и дележом имущества, который забирает все силы. Руководитель не может повлиять на эти причины, но может предложить варианты решения. Например, бессрочный отпуск, сокращенный день или удаленный формат работы.

Как действовать в случае увольнения ценного сотрудника

Как мы писали выше, для начала нужно узнать причины увольнения, а после этого уже принимать решение — отпустить сотрудника или удержать. Но лучше заранее провести классификацию сотрудников по степени важности:

Сложнозаменимые.Эти сотрудники обладают большим опытом, высокими профессиональными навыками и основательно задействованы в бизнес-процессах. Замена потребует много времени и ресурсов, поэтому таких сотрудников лучше удержать. К таким относятся руководители направлений, продажники, ведущие программисты.Условно незаменимые.Это сотрудники, которые выполняют важную работу, но слишком сильно замыкают на себе все процессы: не умеют делегировать и объяснять суть задачи другим. Таких сотрудников можно отпустить, так как в перспективе такая закрытость может негативно сказаться на всей компании.

Это условная классификация, но она поможет оценить риски при уходе сотрудника. Кроме этого, стоит просто рассмотреть все плюсы и минусы ситуации.

Плюсы увольнения:

привлечение новых работников с новыми знаниями;карьерный рост для других профессионалов внутри компании;стимул работать лучше для остальных и показатель, что руководство не поддается на манипуляции.

Минусы увольнения:

потеря времени и ресурсов при поиске замены;угроза потери важной информации. Например, клиентской базы;другие работники последуют примеру того, кто ушел.

Плюсы, если убедить остаться:

Здесь все понятно: коллектив сохраняется, а бизнес работает, как и прежде. Руководителю не придется перестраивать процессы.

Минусы, если убедить остаться:

Если вы поддались на манипуляцию, то сотрудник сможет еще раз так сделать. Плюс аналогичное поведение могут показать и другие. Поэтому стоит быть аккуратнее с убеждениями.

Но в целом необходимо разобрать, а хочет ли сотрудник продолжать работать на вас. Если ему неинтересно, то большая зарплата не исправит ситуацию, а компания не получит пользу. Нужно уметь расставаться с людьми и искать в этом минусы. Возможно, вместо одного матерого специалиста придут несколько молодых, но очень энергичных.

Если все-таки решили удержать сотрудника, то примите меры, которые убедят его остаться:

  • Поднимите зарплату. При этом постарайтесь добавить сотруднику обязанностей или сделайте систему бонусов за выполнение определенных задач.
  • Обеспечьте карьерный рост. Обсудите с сотрудником его рост, оплатите профессиональные курсы и определитесь, при каких обстоятельствах его ждет повышение.
  • Дайте гарантии и соцпакет. Многие платят «серую» зарплату, но часть сотрудников можно устроить полностью официально. Сделайте так, если этот сотрудник по-настоящему ценный.
  • Пересмотрите график работы. Возможно, сотрудник устал от переработок и отсутствия выходных. Исправьте эту ситуацию, чтобы он остался.

Кроме этого, не забывайте про личное отношение. Речь не о панибратстве, а о том, что сотрудников нужно хвалить, выслушивать предложения, объяснять ошибки и постоянно давать обратную связь.

Как без негатива расстаться с ценным сотрудником

Главное — сделайте все мирно и по-деловому. Возможно, в будущем этот работник вернется в команду. Поэтому дайте хорошие рекомендации, расскажите про его ценность и сохраните контакты. И в целом не воспринимайте уход сотрудника, как что-то личное. Каждый имеет право искать работу по душе и это нормально.

Но постарайтесь создать на работе атмосферу, которая будет удерживать работников:

  • стабильная и достойная зарплата;
  • карьерный и профессиональный рост;
  • обратная связь на все предложения;
  • комфортные условия труда.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал ПланФакт был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

  • ПланФакт
    23.03.23, 12:01

    Как бизнес потерял 400 тысяч из-за отсутствия финансового учета

    Читать полностью
    Для журнала
  • ПланФакт
    14.03.23, 11:43

    7 признаков того, что ваш бизнес убыточный

    Читать полностью
  • ПланФакт
    02.03.23, 09:55

    Операционка — это когда вы по шею в мелких рутинных задачах: то счета надо оплатить, то отчеты просмотреть, то принтеры сломались, пора мастеров вызывать. И конца-края рутине нет, а на важные стратегические дела совсем не остается времени.

    Читать полностью

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства