Металлургическая промышленность: сокращение объемов производства
В марте 2022 года Евросоюз ввел новые санкции, которые коснулись металлургической промышленности: европейские страны запретили ввоз российской стали. Так как отечественная металлургия – это отрасль, которая, в первую очередь, ориентирована на экспорт, а Европа являлась одним из крупнейших рынков сбыта, это серьезно скажется на перспективах развития отрасли. По оценкам экспертов, в среднем, за год в России производят продукции объемом в 70 миллионов тонн, а на внутреннем рынке страны потребляют чуть больше половины – около 40 миллионов тонн.
По прогнозам НЛМК (Новолипецкого металлургического комбината), наибольшее снижение производства в отрасли можно будет наблюдать во втором полугодии текущего года: на 26% относительно второго полугодия прошлого года (это 9 млн тонн). Так, ожидается, что к концу года отечественные предприятия черной металлургии сократят производство на 11 млн тонн, то есть на 15%.
Агропромышленный комплекс: импортозамещение и государственное финансирование
Главные проблемы, с которым столкнулась аграрно-промышленная отрасль в текущем году, связаны с импортозамещением и нарушением логистических поставок.
Как утверждает Минсельхоз, весенний посев состоялся удачно, так как аграрно-промышленные предприятия готовились к нему заранее: обеспеченность семенами в России к апрелю была равна 103%, а готовность сельскохозяйственной техники к эксплуатации составила 95%. При этом в отечественном растениеводстве значительная доля семян все-таки поступала из-за рубежа, и на данный момент необходимо развивать российское производство семян и средств защиты для растений, чтобы не произошло резкого сокращения объема посевов.
Машиностроение без необходимых комплектующих
Российское машиностроение испытывает крайне сильное давление из-за разрыва логистических цепочек, технологического сотрудничества, потери рынков сбыта и общей макроэкономической нестабильности. В частности серьезные проблемы наблюдаются в следующих отраслях:
- Железнодорожное машиностроение.Из-за ухода иностранных производителей наблюдается дефицит вагонов и проблемы с обслуживанием подвижного состава. Отечественное же вагоностроение не имеет возможности оперативно заместить иностранную продукцию, проблемы наблюдаются и с продолжением выпуска и обслуживания электровозов.
- Авиастроение в свою очередь также критически зависит от иностранных компонентов и технологий. Однако есть планы по импортозамещению в данной области: зарубежные самолеты на дальние и средние дистанции планируется заменить МС-21 и Ту-214. Так, например, Аэрофлот планирует сделать Ту-214 своей базовой моделью.
- В энергомашиностроении наблюдается дефицит газовых турбин из-за ухода крупнейших мировых производителей с российского рынка. Вероятно проблему возможно будет частично минимизировать за счет отечественного производства и сотрудничества с КНР в энергетической сфере.
- Судостроение.Санкции затронули и отрасль судостроения: они могут привести к переносу сроков по вводу в эксплуатацию техники. Зависимость от импорта и в этой сфере достаточно высока – колеблется от 40% до 90%.
ТЭК: что происходит с российскими нефтью и газом
Согласно прогнозам BCS GM, в следующем году Россия может лишиться 30-50 млрд долларов из-за запрета на ввоз нефти в Европейский Союз. На данный момент поставки в ЕС сократились с 50% до 20% (от общего объема экспортируемой Россией нефти), и восточные рынки сбыта не могут компенсировать такое сокращение объема поставок.
Что касается газа, то ЕС планирует к концу текущего года уменьшить объем поставок газа из России на две трети. Это сложно реализуемая инициатива: в таком случае европейским странам придется временно останавливать свои энергоемкие производства. Но в течение ближайших нескольких лет Европа действительно сможет существовать без российского газа, увеличив, к примеру, поставки СПГ из США и наращивая добычу газа в Норвегии. Если все будет и дальше развиваться по такому сценарию, то России, газопроводы которой лежат в Европейской части страны, нужно создавать новую инфраструктуру для сотрудничества с Азией (в частности, развивать перспективные месторождения – Ковыткинское и Чаяндинское) или развивать технологию сжиженного газа, на что тоже требуется время.
Химическая промышленность
За первый квартал 2022 года было отмечено увеличение объема производства в химической промышленности на 3,4% относительно первого квартала 2021 года, приводит данные Росстат. А за первое полугодие уже отмечается спад на 1,5%.
Однако участники рынка утверждают, что у России хорошие перспективы развить собственное производство химической продукции и значительно снизить зависимость от зарубежных стран. По словам директора предприятия «Торговый дом «Химмед» Николая Цуркова, почти 80% сырья поставлялось из ЕС и США, а сейчас пришло время отечественных производителей. В России уже начали тестировать растворители высокой степени чистоты отечественного производства, планируется запустить производство щелочей и солей, которые будут использоваться в отрасли фармацевтики, выпуск сверхчистых кислот для микроэлектроники и бактерицидных УФ-ламп, в которых не используется ртуть, что делает их безопаснее в эксплуатации.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
Экспорт необработанной древесины по итогам первого квартала 2022 года упал на 54% (до 1,4 млн м3), что связывают с запретом на экспорт круглого леса – необработанной древесины хвойных деревьев и ценных лиственных. Запрет вступил в силу с 1 января 2022 года. С потерей европейского рынка сбыта (после утверждения пятого пакета санкций ЕС) лесная промышленность сильно не пострадала, так как российский лесной экспорт и до санкций, в первую очередь, был ориентирован на азиатские дружественные страны, по словам директора Рослесинфорга Павел Чащин. С января по июнь 2022 года 70% объема поставок было отправлено в дружественные восточные страны: Китай и Узбекистан за это время нарастили объемы поставок на 13%. 30% экспорта было отправлено в Евросоюз, Японию, Сингапур, Южную Корею и США, которые также нарастили поставки на 4%.
Читать исследование: Российская экономика в условиях санкций и перспективы импортозамещения: аналитика по отраслям