СПИК 2.0: поддержка промышленных предприятий и стимуляция импортозамещения | Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (@delprof1995) | Мегасреда | 15.11.22, 13:00:00
Статья 15.11.22, 13:00

СПИК 2.0: поддержка промышленных предприятий и стимуляция импортозамещения

После введения антироссийских санкций возросла необходимость государственного участия в реализации инвестиционных проектов, ориентированных на импортозамещение и на выпуск продукции, востребованной на мировом рынке.

Государство (в лице Минпромторга или Минэнерго России) заключает специальные инвестиционные контракты (СПИК) с инвесторами, в которых определяются льготы, условия финансирования и реализации инвестиционных проектов.

СПИК 1.0

Механизм реализации СПИК 1.0 описан в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», а правила заключения СПИК 1.0 закреплены в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2015 г. №708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» (в редакции от 22.03.2022).

СПИК 1.0 применяется для инвестпроектов по созданию, модернизации и освоению производства промышленной продукции и до недавнего времени использовался западными международными концернами для создания производств в России. По схеме СПИК 1.0 были заключены контракты на реализацию проектов по выпуску автомобилей Mazda, Mercedes-Benz, Hyundai, Renault, производству комплектующих для Boeing, реализовать которые не позволили санкции, а инвесторы покинули российский рынок.

Всего с 2016 года было заключено 45 контрактов в формате СПИК 1.0, было привлечено инвестиции на сумму 350 млрд рублей, в том числе в нефтегазовом, энергетическом, в лесном и сельскохозяйственном машиностроении, фармацевтике, в химической промышленности и металлургии.

К числу мер господдержки, предлагаемых при заключении СПИК 1.0, относились:

- налоговые льготы (по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, а по некоторым проектам ставка налога на прибыль снижалась до 0%);

- субсидии, предусмотренные контрактом;

- возможность применения ускоренной амортизации;

- упрощенная процедура получения статуса «Made in Russia»;

- доступ к госзаказу.

СПИК 1.0 действовал до 10 лет и предусматривал объем инвестиций в проект не менее 750 млн руб. без НДС. После введения санкций стало возможным продлить срок реализации СПИК 1.0 до 12 лет для проектов, реализация которых усложнилась из-за санкций.

Администрации российских регионов, муниципальных образований также предоставляют гранты, осуществляют субсидирование, льготное финансирование стратегически важных региональных инвестиционных проектов заключая региональные СПИК, и предоставляют инвестиционные налоговые льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, ставка которых может быть снижена до нуля, а также по налогу на прибыль до 13,5%, за счет снижения региональной составляющей.

Введение СПИК 2.0

Однако механизм СПИК 1.0 не отвечал требованиям импортозамещения и экспортоориентированности создаваемого производства. В августе 2019 года в него были внесены изменения, и появился СПИК 2.0, в соответствии с которым обязательным условием заключения СПИК является необходимость внедрения технологии серийного производства продукции из числа 26 приоритетных, из утвержденного правительством перечня.

В отличие от СПИК 1.0, который заключался со всеми, кто изъявит желание реализовать инвестпроект и выполнит требования, для участия в СПИК 2.0. необходимо пройти конкурсный отбор.

Сроки заключения СПИК 2.0 также увеличились, и для проектов с инвестициями менее 50 млрд руб. максимальный срок составляет 15 лет, а для более дорогих инвестпроектов – 20 лет.

Таким образом, СПИК 2.0 преследовал цель не просто запустить производство какой-либо промышленной продукции, а внедрить собственную или современную зарубежную технологию, которая бы позволила серийно выпускать продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. А в условиях санкций заключение СПИК 2.0 также должно позволить обеспечить необходимое импортозамещение.

Сравнение СПИК 1.0 и СПИК 2.0

Ключевые критерииСПИК 1.0СПИК 2.0
ИнициаторИнвесторИнвестор, Российская Федерация, субъект Федерации (обязательно)
Механизм заключенияЗаявительный порядокКонкурсный отбор
Требуемый минимальный объем инвестицийот 750 млн руб.без ограничений
Направление финансированияСоздание новых или модернизация старых промышленных мощностейСоздание серийного производства продукции на основе одной из технологий, утвержденных Минпромторгом
Срок действия≤ 10 лет≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд)≤ 20 лет (с объемом инвестиций> ₽50 млрд)

Сложности заключения СПИК 2.0

Самой существенной проблемой работы формата СПИК была и остается сложность заключения контрактов. Много времени отнимает сбор большого числа документов и подготовка инвестпроекта по установленным требованиям. Необходимы месяцы на рассмотрение заявки и принятие решения межведомственной комиссией, требуется масса согласований условий самого контракта до его подписания.

Инвестор, уже работающий в ТОР или в одной из особых экономических зон, не сможет одновременно использовать льготы по СПИК с другими. Например, заключив СПИК, он должен утратить статус резидента ОЭЗ и возможность применения режима свободной таможенной зоны.

Механизм СПИК в условиях санкций нужно сделать максимально удобным и привлекательным для инвестора: увеличение доли государственного участия в проектах сможет остановить утечку капитала и способствовать росту производства и несырьевого экспорта.

Перечень льгот для промышленных предприятий в рамках СПИК 2.0

Меры поддержкиПредлагаемые льготы
Налоговые льготыВозможность снижения до 0% налога на прибыльЛьготы по налогам на транспорт и имуществоЛьготы по земельным налогам
Субсидиарные мерыОсобые условия доступа к субсидиарным программам
Ускоренная амортизацияИсполнитель контракта получает право на применение условий ускоренной амортизации
Статус «Сделано в России»Упрощенное получение статуса «Сделано в России» для своей продукции. Статус дает преимущественный доступ к закупкам госкомпаний, отраслевым и межотраслевым субсидиям
Упрощенный доступ к госзаказуВозможность получения статуса «Единственный поставщик» для ряда категорий государственных закупок
Иные мерыПрочие меры стимулирования. Могут быть утверждены на региональном или муниципальном уровне в рамках обсуждения условий СПИК. Например, предоставление земельного участка из фонда региона или муниципального образования без проведения торгов и/или создание необходимой инфраструктуры

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства