Как вести бизнес, скажет налоговая
Скоро инспекторы будут не только заниматься сбором платежей в бюджет, но и давать указания предпринимателям, как им вести бизнес.
Последнее время налоговики часто упирают на т.н. деловую цель. И если фискалы считают, что цели нет или это – снижение налогов, они могут переквалифицировать операции на те, которые посчитают нужными.
Главный вопрос, который задает инспектор и потом судья – было ли у налплата «истинное» намерение в получении профита от операций и не хотел ли он при этом обмануть государство?
А есть ли намерение получить экономический эффект в результате реальной деятельности? Какие разумные экономические причины для заключения договоров. И тому подобное.
И тогда налплат должен доказывать, отсутствие искусственности операций и наличие экономической разумности.
Беда в том, что все это крайне субъективно, и при желании, увидеть деловую цель, как и ее отсутствие, можно везде.
Но сейчас пошли дальше. Инспекторы не только заявляют, что у компании не было дельного основания совершать какие-то операции, но и дают указания, как вести бизнес.
Например, закупка каких услуг была бы экономически обоснованной, а каких – нет. А может лучше, если штатные сотрудники сами окажут эти услуги фирме?
Указывают, с какими контрагентами лучше работать, и даже то, надо ли компании открывать филиалы, создавать новые юрлица и переезжать.
И это не наши предположения, это реальная практика. Нам часто говорят об этом предприниматели. В качестве пруфов приведем два таких дела.
1. Компания заявила расходы, а инспекторы их не признали, считая, что их не было, а услуги выполнила сама компания.
Составили какую-то расчетную таблицу, которая показала, что у подрядчиков нет ресурсов, а вот у компании их достаточно.
Для этого даже привлекли эксперта. Который почему-то в заключении ошибочно завысил технические возможности предприятия.
Все его расчеты были проведены исходя из максимальной мощности техники. При том, что на полную мощность она даже в теории не могла быть использована.
Компании пришлось предъявить свое экспертное заключение, где было отражено, что самостоятельно налогоплательщик мог выполнить около 70 % от всех работ.
Его оспорить не смогли. И только тогда суд согласился, что была нужна помощь контрагентов.
Постановление АС от 04.08.2022 № А56-117485/2020
Иногда фискалы даже сами делают расчет трудозатрат для выполнения работ, которые считают спорными. Разумеется, с реальностью они обычно имеют мало общего, но спорить с ними приходится.
Мы знаем случаи, когда инспектор задавал вопросы, почему вы выбрали данного контрагента, когда есть другие, у кого цены на те же товары/услуги ниже.
И вообще они находятся ближе территориально.
2. Второе дело вообще занятное.
Предпринимателю отказали в регистрации нового юрадреса фирмы в другом городе, назвав ее нецелесообразной.
Для чего провели осмотр действующего помещения, собрали информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании и направили запрос в новую инспекцию дать
Выяснилось, что руководитель прописан и проживает в первом городе, и на новой территории материально-технических средств, движимого и недвижимого имущества у него нет.
А хозяйственная там деятельность не ведется. Хотя на месте в новом офисе был представитель с доверенностью от компании.
И вообще там субаренда, а это подозрительно. А раз у фирмы есть долги по налогам, то вероятнее всего она просто хочет сбежать.
Поэтому это нецелесообразно и лишено экономического смысла. И здесь суд налоговиков поддержал.
Постановление АС от 05.08.2022 № А70-17297/2021.
Так что, видимо, скоро придется советоваться с инспекторами, какие работы и как выполнять, а также где и для чего открывать офисы.