Промышленные кластеры объединяют компании, связанные между собой в производственном цикле или территориальным расположением. Целью такого объединения в первом случае является вертикальная интеграция производственных компаний с целью их большей гармонизации и синергии, а во втором – совместное использование и развитие функциональной, социальной или научной инфраструктуры.
До настоящего момента каких-либо специальных налоговых льгот для кластеров не существовало, за исключением отдельных преференций (например, освобождение на 10 лет от налога на имущество и транспортного налога для участников Международного медицинского кластера). Кластер, объединенный территориально, может использовать льготы, если его участники являются резидентами ТОР, ОЭЗ, индустриальных парков и других территориальных режимов, предоставляющих налоговые преференции.
Компании-участники кластеров могут также использовать налоговые льготы, предусмотренные законодательством для их вида деятельности или в зависимости от других критериев (УСНО, ЕСХН, льготы для IT-компаний и пр.). Учитывая, что большинство российских кластеров создавались в 2012-2015 гг., большинство предоставляемых особыми режимами льгот уже не действует или их размер существенно уменьшился.
И вот, наконец, у кластеров тоже появились льготы. Однако касаются они не всего кластера, а отдельных его участников.
В соответствии с законом № 64-ФЗ от 18.03.2023, внесшим поправки в НК РФ:
- до 7,6% с 1 января 2023 года снижается ставка страховых взносов для участников кластеров, заключивших с федеральным правительством СПИК 1.0.
Льгота будет действовать до окончания срока СПИК 1.0, но не более 7 лет. Следует отметить, что льготная ставка применяется только к тем сотрудникам компании, которые задействованы в реализации инвестпроекта, ставшего предметом СПИК. Поэтому участник кластера будет должен вести раздельный учет.
Раньше участники кластеров, заключившие СПИК 1.0 на федеральном уровне могли использовать следующие налоговые льготы:
- Снижение до 0% ставки по налогу на прибыль, если доходы от реализации продукции в рамках проекта, являющегося предметом СПИК 1.0 составляли не менее 90% в общем объеме доходов инвестора, или же, в случае раздельного учета доходов, к доходам от реализации такого проекта.
- Неухудшение налоговых условий (если такая мера предусмотрена заключенным СПИК) до окончания срока действия СПИК или завершения периода действия налоговой льготы.
- Применение ускоренной амортизации (с коэффициентом не выше 2) покупателями основных средств, произведенных в рамках СПИК и включенных в 1-7 амортизационные группы. Производитель, являющийся стороной СПИК, может выдавать покупателям соответствующие свидетельства.
Указанными льготами не могут пользоваться:
- Компания, применяющая специальные налоговые режимы (УСНО, ЕСХН и пр.)
- Участник холдинга или другой консолидированной группы налогоплательщиков;
- Участник другого реализуемого регионального инвестиционного проекта или его правопреемник;
- Резидент ОЭЗ, СЭЗ, ТОРа и прочих льготных территориальных режимов.
Постановление №2407 от 23 декабря 2022 года позволяет с 2023 года компаниям, входящим в промышленные кластеры, также получать возможность возмещать из бюджета до 50% расходов на приобретение стартовых партий комплектующих выпущенных другими участниками кластера. Таким образом участник кластера может получить в виде субсидий до 180 млн руб.
Новый механизм компенсации не отменяет предыдущий, установленный Постановлением №41 от 28.01.2016 г., который дает участникам промышленного кластера возможность компенсировать до 30% понесенных затраты при реализации совместного проекта в целях импортозамещения. Субсидия в сумме до 300 млн руб. в течение 3 лет позволяет возместить затраты на всех этапах жизненного цикла проекта – от разработки до освоения серийного производства новой продукции.
Читайте также: СПИК: участники промышленных кластеров получили льготу по страховым взносам
Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов
Если материал Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора