Воинский учет граждан: новое в информационном обеспечении и укреплении армейской дисциплины (Часть 1) | Компания ВДГБ (@vdgb) | Мегасреда | 27.04.23, 11:52:34
Статья 27.04.23, 11:52

Воинский учет граждан: новое в информационном обеспечении и укреплении армейской дисциплины (Часть 1)

Федеральным законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ (закон № 127-ФЗ) внесены изменения и дополнения в восемь федеральных законов. Поправки касаются повышения эффективности механизма воинского учета граждан РФ:

  • подлежащих первоначальной постановке на учет;
  • состоящих на учете;
  • не состоящих, но обязанных состоять на учете.

Наибольшие изменения претерпел Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (закон № 53-ФЗ).

Новой редакцией п. 1 ст. 7 закона № 53-ФЗ уточнены действия граждан, связанные с воинским учетом. За невыполнение законодательно установленных требований граждане могут быть привлечены к ответственности. В частности, ответственность установлена за неявку гражданина без уважительных причин в военный комиссариат в установленные законом № 53-ФЗ сроки. Ответственность наступает в том числе за беспричинную неявку в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

При условии документального подтверждения уважительными причинами неявки являются (п. 2 ст. 7 закона № 53-ФЗ):

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Информационное обеспечение воинского учета

Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете. Исключение сделано для граждан (п. 1 ст. 8 закона № 53-ФЗ):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами России.

Законодатель определили, что информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим

Сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета военнообязанных граждан вносятся в Единый реестр воинского учета (п. 1.2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

При этом постановка, снятие, внесение изменений могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений:

  • содержащихся в ЕПГУ;
  • в иных государственных информационных системах и информационных ресурсах;
  • представленных военными комиссариатами, полученные на основании их запросов.

Оповещение граждан о постановке их на воинский учет без личной явки (снятии с учета, внесении изменений) должно осуществляться автоматически через реестр воинского учета в электронной форме с использованием ЕПГУ.

Граждане могут представлять необходимые для осуществления воинского учета документы:

  • при личной явке в военный комиссариат либо
  • с использованием личного кабинета гражданина на ЕПГУ.

При необходимости гражданам могут направлять повестки, в т. ч. в электронной форме, для сверки сведений, полученных:

  • из реестра воинского учета;
  • информационных систем и информационных ресурсов;
  • на основании запросов;
  • при прохождении:

- медицинского освидетельствования врачами-специалистами и медицинского обследования (ст. 5.1 закона 53-ФЗ);

- профессионального психологического отбора (ст. 5.2 закона № 53-ФЗ).

По повестке могут вручать документы воинского учета.

Новации первоначальной постановки на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет мужчин осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

Законом № 127-ФЗ установлено, что при подготовке списков используются сведения о гражданах, содержащиеся в информационных системах и ресурсах. Списки составляют также на основании запросов военкоматов в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военкоматом соответствующих сведений в реестр воинского учета. Как отмечено ранее, первоначальная постановка может осуществляться без личной явки гражданина на основании сведений о нем, содержащихся в информационных ресурсах и представленных военкоматами. Для сверки актуальности внесенных сведений без личной явки поставленным на учет гражданам могут направлять повестки. Должностное лицо организации, в которой работает или учится гражданин, на основании повестки обязано обеспечить ему возможность своевременной явки в военкомат.

Граждане, которые не работают и не учатся, тоже подлежат постановке на воинский учет. При получении повестки они обязаны лично прибыть в военкомат в указанные в ней время и место.

Реестр воинского учета

Закон № 127-ФЗ дополнил закон № 53-ФЗ статьей 8.2, определяющей порядок ведения реестра воинского учета. Реестр ведется военкоматами в порядке, который должен установить Кабмин. Реестр ведется в автоматизированном режиме на основании сведений ЕПГУ, а также полученных военкоматами из информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и самих граждан в письменной и (или) электронной форме.

Перечень сведений о гражданах, включаемых в указанный реестр, приведен в п. 2 ст. 8.2 закона № 53-ФЗ. Перечень включает в себя 16 позиций без учета иных сведений, определяемых Правительством РФ. Помимо персонифицированных данных (фамилии, имени, отчества, паспортных данных, ИНН, СНИЛС) в перечень включены сведения:

  • о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
  • о факте выдачи документа воинского учета;
  • о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
  • о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
  • о состоянии здоровья в объеме, установленном Кабмином.

В реестре должен быть указан код записи о гражданине в ЕПГУ, а также признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призыва на военную службу.

Военкоматы в отношении граждан в реестре будут учитывать сведения:

  • о направлении и получении повесток;
  • о явке (неявке) по повесткам, в т. ч. о подтверждении уважительных причин неявки;
  • о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повесткам;
  • о применении мер административной, уголовной ответственности в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных законом № 53-ФЗ;
  • об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с законом 53-ФЗ, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

Оператором реестра воинского учета определено Минобороны России. В интересах этого ведомства Минцифры России создает реестр воинского учета.

Порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения реестра воинского учета (отдельных этапов этих мероприятий) должно определить Правительство РФ.

Весь процесс воинского учета, в т. ч. управление формированием и рассылкой повесток, в реестре будет автоматизирован.

По обращению гражданина (или его законного представителя (матери, отца)) сведения в реестре могут быть изменены. Такие обращения, а также информирование о ходе и результатах их обработки, будут направляться в т. ч. через ЕПГУ.

Реестр повесток

Закон № 53-ФЗ дополнен статьей статья 8.3. Эта статья определяет формирование и состав общедоступного реестра направленных (врученных) повесток (реестра повесток).

Этот реестр формируется в автоматическом режиме. Основанием ведения реестра служат сведения реестра воинского учета о направлении военкоматами повесток.

Реестр повесток включает в себя:

  • копии направленных повесток;
  • сведения о военкомате, направившем повестку;
  • дату направления повестки и дату, когда повестка считается врученной;
  • дату явки в военкомат, указанную в направленной повестке;
  • сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка:

- фамилию, имя, отчество (при наличии);

- дату рождения;

- сведения о документе, удостоверяющем личность;

  • сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

Порядок ведения данного реестра и его оператора должен определить Кабмин.

Состоящие на воинском учете граждане могут получить доступ к информации, содержащейся в реестре повесток, одним из следующих способов:

  • посредством авторизованного доступа к личному кабинету в реестре повесток в порядке, установленном оператором данного реестра;
  • размещения информации о направлении повестки в личном кабинете на ЕПГУ;
  • при личном обращении в МФЦ за получением соответствующей выписки из реестра повесток.
Для журнала

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Компания ВДГБ был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства