Предлагают установить штрафы для работодателей за прием на работу сотрудника без документов воинского учета
Проект федерального закона N 368355-8
В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ документы воинского учета при заключении трудового договора предъявляют военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу. Если призывник или военнообязанный для заключения трудового договора не предоставил документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу. Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства (см., например, решение Ленинского райсуда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011). Тем не менее на организации возложена обязанность по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
В настоящее время согласно ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
Авторы законопроекта предлагают дополнить ст. 21.4 КоАП РФ частью 4 с аналогичными гипотезой и диспозицией, но с другой санкцией: штраф предлагают установить в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей.
Также предлагается установить в отдельной части ст. 21.4 КоАП РФ ответственность за несообщение в установленный срок необходимых для ведения воинского учета сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, в случае изменения соответствующих сведений.
Кроме того, авторы законодательной инициативы указали на то, что в случае принятия на работу гражданина, не представившего документы воинского учета, должностное лицо, ответственное за воинский учет, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и предлагают ввести в ст. 5.27 КоАП РФ квалифицирующий признак, предусмотрев повышенные санкции для работодателей, которые заключают трудовые договоры с кандидатами, являющимися военнообязанными или лицами, подлежащими призыву на военную службу, не представившими документы воинского учета:
- для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
- для ИП - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Авторы считают, что такие изменения позволят повысить эффективность мероприятий по воинскому учету, так как будут способствовать более ответственному отношению трудоустраивающихся граждан и потенциальных работодателей к своим обязанностям по воинскому учету.
Отметим, что случаев привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за прием на работу без документов о воинском учете в судебной практике нам найти не удалось.