Финансовые тонкости развития
Высокие цены на сырье, сложившиеся в прошлом году, помогли российской экономике снизить негативное влияние санкций, экспортеры смогли переориентировать часть товарных поставок с рынков недружественных стран на Восток, перейти на расчеты в нацвалютах с зарубежными партнерами из Китая, Индии, Пакистана. Оперативный поиск бизнесом альтернатив позволил в 2022 году увеличить оборот внешней торговли на 8,1% и достичь рекордного профицита торгового баланса, превысившего $332 млрд. На этом фоне, а также благодаря сдерживающим активность иностранных инвесторов валютным ограничениям, Банк России получил возможность существенно укрепить рубль.
В текущем году ценовая конъюнктура сырьевых рынков серьезно ухудшилась. Средняя цена на нефть марки Urals в 1 полугодии снизилась до $52,17 за баррель или на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что привело к падению нефтегазовых доходов бюджета на 47%. И хотя баланс внешней торговли остается положительным, профицит падает высокими темпами: только за январь-май 2023 г. он снизился более чем в 3,2 раза по сравнению с прошлогодним значением.
Компенсировать выпадающие доходы бюджета и стимулировать экспорт в условиях падающих мировых цен сейчас помогает девальвация рубля, который с начала года потерял почти 48%.
Однако эффект от девальвации всегда краткосрочен, он сможет ненадолго подстегнуть экспорт и поможет сократить дефицит бюджета. Вместе с тем девальвация также повысит инфляцию, которая быстро нивелирует достигнутый эффект.
Еще раз о макроэкономической стабильности
Сокращение экономики России в 2022 году на 2,1% вместо ожидавшихся 3,5%, а также ее рост по итогам 5 месяцев 2023 года на 0,6% вселяет оптимизм и позволяет надеяться на быстрое восстановление. Однако говорить о макроэкономической стабильности российской экономики пока рано. Разрыв торговых связей с западными рынками и переориентация товарных потоков на Восток не гарантирует выстраивания новых постоянных торговых отношений. Проблема российских экспортеров в подорожавшей логистике как в железнодорожных, так и в морских перевозках, что вынуждает продавать продукцию с дисконтом, чтобы успешно конкурировать с другими игроками глобального рынка.
Но делать скидки в условиях падающих мировых цен можно только при падающем рубле, поэтому темпы текущей девальвации превышают падение реальной стоимости рубля на 15-20 процентов, что позволяет сохранить рентабельность экспорта российского сырья даже с дисконтом.
Однако действительная макроэкономическая стабильность будет достигнута только, когда мировые цены вернутся к росту, что при растущей глобальной инфляции весьма вероятно. И хотя рубль на достигнутые в прошлом году максимумы уже не выйдет, но его возврат в коридор 65-70 руб./$ к началу следующего года вполне возможен.
Ситуация с кредитованием и вообще вложениями в реальный сектор
Банковское кредитование реального сектора экономики поддерживается субсидированием процентной ставки по инвестиционным кредитам, осуществляемым правительством в рамках господдержки. И если в начале 2022 года до введения санкций на долю кредитов сроком свыше 1 года приходилось менее трети, то этой весной они составляли почти половину выданных банками ссуд.
Рост инвестиционной активности предприятий также подтверждается увеличением инвестиций в основной капитал, которые в противовес санкциям за прошлый год увеличились на 4,6%. В основном за счет закупок иностранной техники и оборудования в преддверии вводимых санкций, а также вследствие приобретения бизнеса уходящих из России иностранных брендов.
В текущем году рост инвестиций в основной капитал продолжился, но более низкими темпами. Он будет подпитываться как господдержкой, так и иностранными инвесторами из «дружественных» стран, которые стремятся занять освободившиеся рыночные ниши, в том числе за счет возврата части капиталов, ранее выведенных российскими предпринимателями в оффшоры.
Балансировка нормы накопления и доходов домашних хозяйств
На фоне кризисных явлений в российской экономике, возникших из-за санкций, в 2022 году реальные располагаемые доходы населения снизились на 1% после роста в 2021 году на 3,2%. Пик падения пришелся на третий квартал 2022 года и составил 5,3%, после чего доходы стали медленно восстанавливаться. В 2023 году рост продолжился, и к концу года он может достичь 3,4%.
Однако является ли отмеченный рост признаком завершения кризиса и восстановления экономики? Причиной повышения реальных располагаемых доходов является увеличение заработных плат, подстегиваемое высокой инфляцией. Но так как инфляция вызвана девальвацией, начавшейся с падения цен на глобальных сырьевых рынках, то она неравномерна. Товары и услуги, формирующие потребительскую корзину, и учитываемые при расчете инфляции, от курса национальной валюты практически не зависят. В то же время, товары, предназначенные для экспорта, а также выпускаемые с использованием импортных материалов и комплектующих, растут в цене темпами выше официальной инфляции. Это объясняет рост публикуемых Росстатом данных на фоне продолжающегося падения реальных располагаемых доходов населения. К сожалению, признаков преодоления кризиса пока не наблюдается.
Проблема оттока капитала
На фоне ухода иностранных компаний из России, отъезда состоятельных россиян за границу из-за опасений попасть под санкции и лишиться зарубежного имущества отток капитала из России в 2022 году стал максимальным с 2014 года и достиг $227 млрд, в то время как вывод денег из страны по «сомнительным» операциям оценивается в $1 млрд.
Но следует учитывать, что отток капитала сдерживается введенными валютными ограничениями, а также государственным регулированием продажи иностранными компаниями российских активов. Поэтому убытки в размере $200-240 млрд (без учета недополученной прибыли), понесенные уходящими из России иностранными брендами от продажи активов с дисконтом или передачи их местному менеджменту, покрывают отток капитала.
Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов
Если материал Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора