Суды: рост цен из-за санкций — не оправдание срыва поставки по госконтракту
Стороны заключили контракт на поставку оборудования для медучреждения. Поставщик сообщил заказчику, что не может его исполнить из-за увеличения цены на товар и попросил продлить срок поставки. Но заказчик отказал и направил заявку на поставку. Кроме того, он проверил предложения на рынке, выявил наличие нужного товара и сообщил об этом поставщику.
Поскольку товар так и не был поставлен, заказчик расторг контракт в одностороннем порядке и обратился в УФАС с просьбой о включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению контролеров, исполнить контракт помешали в том числе иностранные санкции — они влияют на доступность товаров на рынках РФ.
Две инстанции признали решение антимонопольного органа незаконным:
— введение санкций само по себе не освобождает от обязанности поставить оборудование в срок
— увеличение цены закупки товара не относится к обстоятельствам, которые нельзя предвидеть. Стороны не могли исключать вероятность резкого ослабления курса валюты
— поставщик не доказал, что принимал меры для надлежащего исполнения условий контракта;
— антимонопольный орган не учел последствия срыва контракта для медучреждения. Его лишили возможности использовать необходимое оборудование по назначению (постановление Девятого ААС от 14.08.2023 по делу № А40-281012/2022).