Ставка НДС для экспедиторских услуг в 2023 | Правовест Аудит (@pravovest@audit) | Мегасреда | 06.10.23, 16:01:38
Статья 06.10.23, 16:01

Ставка НДС для экспедиторских услуг в 2023

Компания организует железнодорожную перевозку груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции в РФ до пункта назначения (конечного), расположенного на территории РФ в рамках договора транспортной экспедиции. Давайте разберемся, какой будет ставка НДС в отношении транспортно-экспедиторской услуги?
Вадим Чимидов, Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Будет ли применяться нулевая ставка

Если Компанией оказываются услуги по перевозке железнодорожным транспортом груза (следующего в международном сообщении) с пограничной станции, расположенной на территории РФ до конечного пункта назначения на территории РФ, то в отношении таких транспортных услуг НДС исчисляется по ставке 0%.

Налогообложение международных перевозок товаров производится по налоговой ставке 0% (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. К таким услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров,
  • оформление документов,
  • прием и выдача грузов,
  • разработка документов для проектных перевозок,
  • организация и выполнение перевозки грузов,
  • завоз-вывоз,
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги,
  • информационные услуги,
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств,
  • услуги по организации страхования грузов,
  • платежно-финансовые услуги,
  • услуги по таможенному оформлению,
  • экспедиторское сопровождение,
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления,
  • розыск груза после истечения срока доставки,
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования,
  • перемаркировка,
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Таким образом, в отношении оказываемых в ходе международной перевозки экспедиторских услуг, налогообложение также осуществляется на основании п. 2.1 ст. 164 НК РФ.
Вадим Чимидов, Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также и на услуги, указанные в абз. 4 и 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ (абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Для применения Компанией нулевой ставки в отношении транспортно-экспедиционных услуг, необходимы следующие условия:

  1. Транспортно-экспедиционные услуги должны оказываться в рамках международной перевозки грузов (при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ);
  2. Услуги должны оказываться на основании договора транспортной экспедиции;
  3. Услуги должны быть поименованы в перечне(подп. 2.1 п 1 ст. 164 НК РФ).

Согласно разъяснениям Минфина РФ, в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, при организации перевозки импортных товаров по территории РФ от порта прибытия до станции назначения в рамках договора транспортной экспедиции следует руководствоваться нормой абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

В соответствии с указанной нормой в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия на территорию РФ (от порта или пограничных станций), до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ, применяется нулевая ставка НДС (письма Минфина РФ от 29.01.2020 г. № 03-07-08/5133, от 03.07.2013 № 03-07-08/25414).

Судебная практика

В постановлении АС СЗО от 14.07.2016 № Ф07-5288/2016, Ф07-5556/2016 по делу № А44-3715/2015 (Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2016 № 307-КГ16-14261 отказано в передаче данного дела для пересмотра) также указано:

В целях доставки продукции от станции Забайкальск до пункта назначения в РФ общество заключило с компанией договор транспортной экспедиции, согласно которому компания осуществляет перевозку груза из Китая с пункта прибытия (станции Забайкальск) до конечного пункта назначения в РФ. Перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.

В ходе проверки инспекция установила, что перегрузка товаров в российские вагоны осуществлялась на пограничной станции Забайкальск, затем компания доставляла товар до станции назначения (станции Новолипецк, Новый Порт). Согласно дополнительному соглашению к договору транспортной экспедиции именно эти станции определены как станции назначения в рамках договора общества с компанией.

По этому основанию инспекция пришла к выводу о том, что в целях применения абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ на территории РФ именно станции Новолипецк и Новый Порт являются станциями назначения импортируемого груза, но не станция Чита (Кадала), где груз проходил таможенное оформление.

Как правильно отметили суды, компания не являлась участником договоров общества на поставку товаров российским покупателям, она осуществляла экспедирование груза от станции Забайкальск до момента выгрузки его на станции Новолипецк, Новый Порт по условиям договора транспортной экспедиции, определение станции назначения происходило до прибытия груза на территорию РФ.
Вадим ЧимидовСоветник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Таким образом, в силу приведенной нормы подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под налогообложение по ставке 0% подпадают транспортно-экспедиционные услуги по доставке импортных товаров от места их прибытия на территорию РФ (в рассматриваемом деле — от пограничной станции Забайкальск) до станции назначения товаров, расположенной на территории РФ.

В постановлении АС МО от 31.10.2022 № Ф05-24004/2022 по делу №А40-274402/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 21.02.2023 отказано в передаче постановления для пересмотра) указано:

Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0% применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абз. 1 — 2 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

При этом суд также подчеркнул, что «из содержания пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка 0% применяется в тех случаях, когда услуги по международной перевозке товаров (организации перевозки) выступают и оформляются в качестве части единого процесса перевозки экспортного (импортного) товара за пределы © территории Российской Федерации.

В ином случае, когда оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном (импортном) характере товара и привлекается к перевозке товаров (организации перевозки) только в границах территории РФ, на основании п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налог исчисляется по ставке 18% (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2018 N 308-КГ17-20263)».

Аналогичные выводы содержатся также в постановлении АС УО от 08.02.2021 № Ф09-8900/20 по делу № А76-12794/2020.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Правовест Аудит был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства