Чтобы не получать претензии от соцстраха, важно проверить расчёт 4-ФСС. Рассмотрим, что бухгалтеры забывают указать в отчёте
Возвращают переплату из фонда, но не указывают это в расчёте
Бухгалтеры забывают отражать в отчёте возврат переплаты. Например, во II квартале компания перечислила 15 000 рублей страховых взносов вместо 10 000. В III квартале бухгалтер написала заявление о возврате переплаты. Фонд вернул компании 5000 рублей.
В этом случае бухгалтер должен показать возвращённую сумму во второй таблице расчёта за 9 месяцев в графе 3 строки 7 «Возврат (зачёт) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов». Если забыть о возвращенной переплате, строки отчёта будут заполнены неправильно. А итоговая сумма расчётов с фондом — ошибочная. В таком случае фонд попросит уточнить расчёт.
Неправильно указывают доначисления
Если были доначисления, эти суммы должны нужно отразить в том периоде, когда решение ФСС вступило в силу. Например, 20 сентября при проведении камеральной проверки фонд доначислил компании страховые взносы. Решение об этом вступило в силу в октябре, то есть в IV квартале. На лицевом счёте компании сумма будет отражена в IV квартале. Поэтому бухгалтер должен поставить доначисленную сумму в графе 3 строки 3 таблицы 2 «Начислено взносов по результатам проверок» в расчёте за год. В этом случае итоговая сумма будет одинаковой по данным ФСС и компании. Если доначисленную сумму отразить в расчёте за 9 месяцев, то есть поставить её в строку 3 расчёта, суммы с данными ФСС не сойдутся. Фонд попросит дать пояснения или представить уточненный расчёт.
По старой привычке показывают расходы в расчёте
Строку 15 таблицы 2 заполнять не нужно. В ней теперь не отражают расходы на пособия по несчастным случаям и профзаболеваниям. Также таблицу 3 формы 4-ФСС не заполняют из-за перехода всех регионов на систему прямых выплат (письмо ФСС от 09.03.2021 № 02-09-11/05-03-5777). Фонд по-прежнему получает расчёты, в которых компании указывают переплату, возникшую не за счёт излишне перечисленных взносов, а за счёт превышения расходов над начислениями.
В этом случае компанию попросят представить уточнёнку с прочерками в строке 15 «Расходы по обязательному социальному страхованию».
Расчёты по форме 4-ФСС необходимо сдавать только в электронном виде, если среднесписочная численность сотрудников страхователя за предыдущий год превышает 25 человек. Такой порядок распространяется и на вновь созданные организации, численность которых превышает 25 человек. Организации с численностью 25 человек и меньше вправе подавать расчёты по форме 4-ФСС как на бумаге, так и в электронном виде (п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Источник: Главбух