Маркировка и прослеживаемость
Не так давно все узнали два новых термина: маркировка и прослеживаемость товаров.
Маркировка — это обязанность нанесения на товар кода, с помощь которого можно узнать характеристики товара: состав, дату и место производства и т.п.
Прослеживаемость – это система отслеживания перемещения партий импортных товаров. Она показывает все этапы: ввоз, перепродажа, продажа конечному потребителю либо экспорт.
Обе системы вводятся поэтапно, но никто не скрывает, что цель – охватить все потребительские товары по максимуму. План – 2024 год.
Уже подлежат обязательной маркировке: табак, лекарства, шубы, обувь, фотоаппараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда, постельное бельё. На очереди молочная продукция, вода и велосипеды.
Прослеживаемости подлежат: мониторы и проекторы, холодильники и морозильники, насосы, стиральные и сушильные машины, детские коляски и автокресла, разное промышленное оборудование, а также бульдозеры, грейдеры, плиты, катки, погрузчики, экскаваторы, тягачи.
При маркировке на каждую единицу товара наносится код, при прослеживаемости получают РНПТ – регистрационный номер партии товара.
Маркировка подразумевает сканирование кода и отправку информации в систему «Честный знак», где каждый может получить информацию о товаре.
Прослеживаемость осуществляется без сканирования при помощи электронных документов.
В отличие от прослеживаемости, маркировка не предполагает отчетности в ФНС.
И то, и другое накладывает на бизнес дополнительные расходы и ненужные предпринимателям хлопоты.
Для маркировки необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД).
После нужно зарегистрироваться в системе маркировки «Честный ЗНАК», а если есть молочка, ещё и в системе «Меркурий».
Далее необходимо подключиться к электронному документообороту (ЭДО) и установить на кассу требуемое программное обеспечение. Иначе продавать такие товары будет нельзя.
Последнее – нужно приобрести 2D-сканер, который умеет считывать коды DataMatrix, чтобы сканировать код маркировки при приёмке и продаже.
Чтобы корректно работала система прослеживаемости, тоже нужно подготовиться.
Для обмена электронными документами с РНПТ надо подключить ЭДО, СБИС «Отчетность» и купить лицензию СБИС «Прослеживаемость» для проверки кодов на корректность.
Как обычно, власти перекладывают все расходы и обязанности по введению контроля на бизнес. Предпринимателям нужно закупать и настраивать оборудование, платить за его обслуживание, обучать персонал.
Кстати, коды Data Matrix, которым маркируются товары, тоже не бесплатные. Стоимость штучки – 50 коп. Все это в итоге ведет к росту цен на прилавках.
Кстати, совсем недавно вышла новость: в целях снижения нагрузки на бизнес рассмотрят приостановку маркировки отдельных товаров и перенос сроков ее введения для воды и молока.
Рассматривают и мораторий на штрафы за нарушения по внедрению маркировки. Но пока это на стадии обсуждения.
Заявленная цель обоих нововведений — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта.
Ради продвижения раздавались заявления, что на товарных рынках контрафакт – это 50-70%, а поддельной минеральной воды аж 80%. Правда, в Союзе производителей так не считают.
Настоящие же цели – это пресечение незаконных схем уклонения от уплаты налогов. Одну из таких распишем в следующем посте.