2022 год является переходным периодом на новые правила работы с электронными подписями. Расскажем об особенностях этого перехода, а также о том, как теперь получить сертификат электронной подписи индивидуальным предпринимателям, руководителям и сотрудникам.
Согласно 476-ФЗ от 27.12.2019 года порядок работы с усиленными квалифицированными электронными подписями претерпевает постепенные изменения. В конечном счете, такие электронные подписи на организацию будут выдаваться только руководителям либо иным лицам, которые вправе действовать от имени юрлица без доверенности. Для подписания электронных документов сотрудниками или другими представителями организации они должны будут иметь свою электронную подпись и специальную доверенность (МЧД - машиночитаемая доверенность).
С 1 июля до 31 декабря 2021 года удостоверяющие центры могли предоставлять ЭЦП еще по старым правилам (без машиночитаемой доверенности). Подписи полученные в эти сроки можно было использовать до 31.12.2021 (ч. 4 ст. 3 Закона № 476-ФЗ). Но позже изменения были внесены Федеральным законом №443-ФЗ: действие ЭЦП продлили до 31.12.2022. Также до 31.12.2022 продлено право АУЦ (аккредитованных по новым правилам) выдавать электронные подписи в прежнем порядке - без предоставления МЧД.
Переходный период на новые правила продлен до конца 2022 года.
Таким образом, до 31.12.2022 года подписывать различные электронные документы можно:
- усиленной ЭЦП индивидуального предпринимателя или организации, выданной удостоверяющим центром до 31.12.2021 при этом владельцем сертификата ключа ЭЦП должен быть руководитель организации (либо лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица) или физлицо со статусом индивидуального предпринимателя;
- усиленной ЭЦП организации, выданной удостоверяющим центром до 31.12.2022 физическому лицу, который не является руководителем (выданной по доверенности). Для подписания документов машиночитаемая доверенность не нужна.
Также до 31 декабря 2022 года подписывать документы усиленной цифровой подписью, выданной до 31.12.2021, может представитель индивидуального предпринимателя - машиночитаемая доверенность не нужна.
Где можно получить ЭЦП в случае если срок действия сертификата закончится в 2022 году:
- для индивидуальных предпринимателей и руководителей юрлиц в удостоверяющих центрах ФНС России;
- для работников организаций, действующих по доверенности от имени организации - в аккредитованных удостоверяющих центрах (АУЦ);
- для физических лиц - в АУЦ.
Как руководителю получить электронную цифровую подпись в удостоверяющем центре ФНС России?
Согласно п.п. 22, 25 приказа ФНС России от 30.12.2020 № ВД-7-24/982 для получения нового сертификата электронной подписи в удостоверяющих центрах ФНС руководителю или индивидуальному предпринимателю нужно:
- записаться на прием в территориальный налоговый орган;
- подать заявление о выпуске электронной подписи (лично);
- пройти идентификацию личности ( первый раз необходимо личное присутствие).
С собой необходимо иметь паспорт, СНИЛС, защищенный носитель (в виде USB-флешки) и документы на него. Защищенный носитель можно приобрести в удостоверяющем центре либо принести уже имеющийся. Например, это Рутокен S, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен Lite, ESMART Token, JaCarta ГОСТ и другие.
После окончания переходного периода, уполномоченные лица и сотрудники смогут подписывать электронные документы организации своими личными ЭЦП. Такие цифровые подписи не содержат в себе сведения об организации, в которой работает сотрудник - только ФИО. Согласно п. 14 ст.1 Закона № 476-ФЗ в ред. Закона № 443-ФЗ, а уже с 01.03.2022 для подписания этими сотрудниками документов от имени индивидуального предпринимателя или юрлица будет обязательно наличие машиночитаемой доверенности.
Узнать более подробную информацию о получении ЭЦП можно у менеджеров отдела Информационно-технологического сопровождения: 8 (343) 351-76-76, market@ric-1c.ru