К 2024 году государство планирует охватить практически все группы товаров обязательной маркировкой. О том, как работает система и действительно ли она избавляет от контрафактной продукции расскажет генеральный директор компании «БИФИТ Касса» Сергей Кичагин.
В стране работает единая система противодействия незаконному обороту продукции – «Честный знак». Благодаря национальной системе цифровой маркировки бизнес имеет возможность конкурировать на равных условиях, а нечестные предприниматели уходят с «легального поля».
По данным Минпромторга России с 2018 года на отечественном рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафакта. Только в апреле текущего года аналитическая система маркировки «Честный знак» обнаружила более 250 тысяч нарушений в парфюмерной отрасли, что эквивалентно 435 млн рублей. В производстве обуви также выявлено более миллиона нарушений на 1 млрд рублей.
«Почти все товары, которые изготавливают, продают и импортируют, к 2024 году должны быть маркированы. Каждому предпринимателю, чья продукция ещё не маркируются, необходимо заранее подготовиться к внедрению системы и подать заявку на регистрацию в ней», –
Сегодня обязательной маркировке подлежат следующие товары:
- сигареты и папиросы;
- табак, курительные смеси для кальяна;
- духи и туалетная вода;
- шины и покрышки;
- некоторые виды одежды, постельное, столовое, кухонное и туалетное бельё;
- обувные товары;
- фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки;
- сыры, мороженое, молочная продукция;
- велосипеды;
- питьевая вода;
- кресла-коляски;
- пиво, безалкогольное пиво, сидр и прочие напитки.
Из чего состоит процесс маркировки
В системе мониторинга «Честный знак» регистрируются все участники рынка: производители, импортёры, оптовики и розничная торговля. Производители и импортёры заказывают специальный цифровой код DataMatrix и наносят его на товары. Если оптовики и розничные магазины выявляют «немаркированные остатки», они их маркируют. Далее по коду формируется логистическая цепь, по которой перемещается продукция.
«Например, завод производит бутилированную питьевую воду и продаёт её оптовику. Чтобы сделка состоялась, оба должны подтвердить её в «Честном знаке» – система поймёт, что право собственности на определённые коды перешло от производителя к оптовику. Новый владелец воды может и дальше перепродать товар, но каждое движение продукции будет отражено в единой системе цифровой маркировки до момента передачи товара конечному потребителю – после продажи он спишется из системы», –
Когда товар поступает в магазин, сотрудники сверяют код маркировки в накладную с кодами на товарах. Если всё хорошо, продукцию выставляют на продажу в рознице.
Гарантия подлинности
Каждый покупатель может самостоятельно проверить легальность товара. Для этого нужно скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код.
«Покупателю будут доступны данные о производителе, месте и дате изготовления продукции, сроках годности и условиях хранения, а также подробное описание товара», –
В случае, если клиент обнаружит подделку, в приложении есть возможность сообщить о контрафакте. В зависимости от нарушения, информация передаётся в соответствующие контрольно-надзорные органы, которые проверяют и применяют санкции к недобросовестным продавцам.
Эффект от системы маркировки – значительный. Минпромторг России представил данные, демонстрирующие снижение уровня незаконного оборота практически по всем товарным группам.
«Когда мы начинали внедрение маркировки, у нас легально работала 1-2 компании, сегодня можно констатировать, что примерно 60-65% рынка видим в системе прослеживаемости. Маркировка даёт фундаментальные плюсы, минусы здесь могут быть только для тех компаний, которые не хотят работать в легальном поле», – считает президент сети розничных магазинов одежды и аксессуаров «Снежная королева» Вугар Исаев.
Как продавать маркированные товары
Для реализации продукции с маркировкой потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП), электронный документооборот (ЭДО), онлайн-касса, кассовое ПО с поддержкой формата фискальных данных 1.2, принтер этикеток для распечатывания штрихкодов и 2D-сканер для их считывания.
На примере программы «Касса Розница» разберём, как оформить продажу маркированного товара.
Перед реализацией продукта создайте товар и укажите его код маркировки [М] в личном кабинете, либо в приложении «Касса Розница».
При продаже маркированной продукции отсканируйте код DataMatrix.
«В системе учёта товар заводится как "Подлежащий маркировке". При добавлении позиций в чек из справочника или по штрихкоду программа попросит отсканировать DataMatrix, содержащий код маркировки. Следующим шагом программа проверит валидность кода средствами ФН или отправит запрос на проверку в ОФД. После подтверждения валидности кода будет сформирован кассовый чек и закрыта продажа», –
В автономном режиме (без подключения к интернету) фискальный накопитель с ФФД 1.2 самостоятельно проверяет маркировку. Далее информация о продаже поступат в ОФД, а затем в систему «Честный знак». После того, как товар списывается с остатков, происходит выбытие кода маркировки.
Резюме
Национальная система цифровой маркировки «Честный знак» решает проблему развития промышленности и нелегального оборота продукции в стране. Для тех, кто производит и сбывает товары без маркировки, а также хранит, перевозит или приобретает их в целях сбыта, действуют внушительные штрафы.
Председатель Минпромторга России Денис Мантуров отметил, что если приостановить маркировку, бизнес, потребители и государство будут лишены использования преимуществ системы: государственной поддержки бизнеса, эффективное управление дистрибуцией и улучшение логистической цепи, снижение издержек.. Кроме того, не будет возможности прогнозировать объёмы потребления и возможного дефицита товаров.