С 1 августа по запросу третьих лиц налоговики могут передавать информацию, которая относится к налоговой тайне. Разберем, какие сведения подлежат огласке, и как компании сохранить тайну.
Какие сведенья относятся к налоговой тайне
Все сведения, которые компания передает в ФНС, МВД, ПФР и ФСС, считаются налоговой тайной.
В законе есть перечень сведений, которые под нее НЕ попадают:
- общедоступные сведения — название организации, юридический адрес, ИНН, КПП и любые данные из единого госреестра;
- режим налогообложения и численность сотрудников;
- налоговые нарушения, недоимки, долги и штрафы;
- уплаченные налоги и сборы;
- доходы и расходы по бухгалтерской отчетности за прошлый год.
Получается, информация, которую нельзя найти в открытом доступе, относится в налоговой тайне:
- реквизиты счетов и движение денег по счетам;
- сведения из налоговых деклараций и расчетов;
- данные из бухгалтерской отчетности;
- объекты налогообложения по имущественным налогам;
- сведения о доходах физлиц;
- данные из акта по результатам налоговой проверки, период и предмет проверки;
- сумма налогов, сборов и взносов к уплате;
- размер возмещения из бюджета;
- реквизиты платежных поручений.
Что изменилось в законе о налоговой тайне
Как было. Налоговики могли передавать сведения, составляющие налоговую тайну, только по запросу полиции или суда. Например, если жена запрашивала в налоговой инспекции сведения о доходах мужа-предпринимателя, ей отказывали. Но если эти сведения запрашивал суд или ФНС — выполняла запрос. До 1 августа компания или частное лицо не могли получить налоговые и банковские сведения о налогоплательщике.
Как стало. С 1 августа 2022 ФНС может делиться тайной по запросу от организации или по частному запросу. Но при условии, что будет получено предварительное согласие налогоплательщика на распространение информации.
Организация или ИП сами решают, какие сведения можно раскрыть, а какие останутся тайной. Например, чтобы участвовать в тендере или заключить договор с крупным клиентом, организация может разрешить доступ к информации о сумме уплаченных налогов и сборов. При этом она может сохранить в тайне сведения по бухгалтерской отчетности. Или грузоперевозчик может раскрыть сведения о количестве и мощности имеющегося автопарка, чтобы клиенты убедились в достаточности ресурсов для оказания услуг.
Чтобы упростить обмен налоговой тайной между компаниями, в 2021 году ФНС анонсировала сервис «Климат-контроль», который будет работать по принципу соцсетей. Компании смогут сами решать, кому и какие данные передавать. Налоговики предполагают, что сервис поможет добросовестным налогоплательщикам снизить риски, создаст условия для здоровой конкуренции и сократит количество компаний с серыми схемами.
А о том, как налогоплательщику выразить свою волю в отношении налоговой тайны, запросить сведенья о контрагенте или отозвать свое согласие, читайте в продолжении статьи в Life Profit