В последнее время стало приходить больше запросов на консультации и наставничество. Про первое я расскажу как-нибудь в другой раз, а вот про наставничество хотелось бы поговорить сегодня.
Сразу скажу, это не описание того, как оно проходит, не презентация и не реклама.
Это скорее описание моих ощущений от деятельности наставника и некоторые взгляды на эту сферу.
Во-первых, это круто. Ты прорабатываешь с человеком ситуацию, он ее применяет – и вот результат. И результат не абстрактный, а выраженной во вполне конкретной сумме денег. Ощущение – супер, по-моему, намного острее, чем у моих подопечных.
Во-вторых, это интересно. Ты не просто сам вырабатываешь решения, а подводишь к их созданию самих учеников. Это дольше, сложнее, но этим наставничество и отличается от консультации.
В-третьих, это полезно для квалификации. Проработка практических ситуаций, с которыми сталкиваются ученики, нахождение их решений и получение результата – это бесценный опыт и отличный материал для совершенствования.
В-четвертых, это тяжело и затратно по времени. Чего скрывать, такая работа отнимает массу сил и времени. Именно поэтому я беру в наставничество не всех. Когда я понимаю, что мы не сработаемся, что у нас разное видение целей и средств их достижения – зачем тратить время друг друга.
Ну и, в-пятых, наставничество должно окупаться. Причем, что особенно важно, для обеих сторон.
Здесь, кстати, есть парадокс: оценить окупаемость для ученика намного легче, чем для наставника. С первым все просто – он заработал конкретную сумму, а потратил другую – вот и окупаемость. Тем более, что платит он только за период наставничества, а навыки для зарабатывания остаются с ним навсегда.
Сложнее с окупаемостью для себя – здесь три элемента: время, деньги и удовольствие. С деньгами все оговорено изначально, затраченное время иногда очень сильно варьируется, удовольствие или возникает, или нет – тут уже как пойдет.
Но без него нет смысла заниматься этим делом. Как и любым другим.
А вы как считаете?