Представляете ли Вы свою сегодняшнюю жизнь без цифровых сервисов и приложений? Вряд ли. Мы обращаемся к мобильным устройствам и другим гаджетам, когда хотим приобрести одежду или бытовую технику, записаться в поликлинику или забронировать билеты на самолет, осуществить денежный перевод или даже элементарно купить продукты. Людям в современном мире некогда ходить по магазинам и проводить время в очередях. Очень удобно, когда под рукой есть мобильное устройство и все запланированные дела можно сделать, не вставая с дивана. Даже живое общение все чаще заменяется перепиской в мессенджерах, а эмоции - смайликами в конце предложений.
Тем не менее, быть мобильным - это наша сегодняшняя реальность. На промышленных предприятиях и в организациях также царит своя жизнь и она тоже не должна быть лишена мобильности. Специалисты работают в условиях многозадачности и бесконечных дедлайнов. Некогда заниматься ненужной работой, необходимо задуматься об оптимизации деятельности и исключении дублирующих функции. Я неоднократно писала статьи об автоматизации процессов, но в этот раз речь пойдёт не о ней, а о мобильных решениях, цифровых сервисах и аппаратных средствах, облегчающих жизнь специалистов по охране труда.
Проведение проверок и аудитов
Рассмотрим те же проверки соблюдения нормативных требований. Здорово, если у специалиста на рабочем месте имеется компьютер, а еще лучше, если на нем установлена программа «Охрана труда», но ведь ни то, ни другое не возьмешь с собой в «поле». Специалист вынужден отправляться на объект проверки с привычными блокнотом и ручкой. Но, только представьте, как было бы удобно, если вместо них можно было бы взять с собой планшет или просто мобильный телефон. А если бы еще в мобильном устройстве, каким-то образом, можно было сразу составить «Акт проверки», то каким подспорьем это было бы для специалиста по охране труда. И такое решение существует! Отличным помощником может стать мобильное приложение «Проверки и аудиты», которое позволяет зафиксировать выявленные нарушения, прикрепить подтверждающие файлы любого формата: фото, видеоматериалы, копии документов и другие.
Чек-листы с требованиями уже будут перенесены из программного продукта в приложение, а сформированные акты проверок и предписания можно автоматически выгрузить обратно в программу. Приложение может работать как в режиме синхронизации с программным продуктом, так и автономно. И в том и другом случае составить и распечатать акт проверки можно непосредственно на месте проведения аудита. Таким образом, будет исключен двойной ввод данных о проверках, что позволит сэкономить драгоценное время специалистов.
Оценка профессиональных рисков
Еще одним важным и трудоемким процессом на предприятии является процесс идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков. Невозможно выявить опасности, сидя на рабочем месте за компьютером, для этого необходимо личное присутствие участников комиссии на объекте оценки. И вновь, вооружившись ручкой, специалисты предприятия должны зарегистрировать в своем блокноте все выявленные опасности для формирования перечня. Аналогично процессу проведения проверок, облегчить процесс идентификации опасностей на рабочих местах поможет мобильное приложение, а проанализировать данные и сформировать комплект необходимых документов можно в программе «Охрана труда».
Приложение «Опасности и риски» позволяет:
- проводить идентификацию опасностей на объектах (в структурных подразделениях, на рабочих местах);
- закреплять за рабочим местами сотрудников, которые должны быть ознакомлены с результатами оценки рисков;
- указывать «по умолчанию» вероятность возникновения для каждой опасности;
- устанавливать признак «Оценка пройдена» для объектов, на которых проведена оценка профессиональных рисков.
Опять же, перед специалистами встает выбор: либо зафиксировать информацию на бумажном носителе и продублировать в программе, вернувшись на рабочее место, либо передать данные в программу через мобильное решение. При синхронизации с программным продуктом, на основании выявленных опасностей, можно провести автоматический расчет рисков по установленной методике.
Выявление опасных ситуаций
Также сейчас очень популярными становятся пропаганда культуры безопасности, стремление к нулевому травматизму, предупреждение опасных ситуаций. И здесь никуда без цифровизации.
Конечно, можно разместить на предприятии ящики для сбора информации, в которые каждый сотрудник при выявлении опасных условий сможет опустить записку с описанием события. Но гораздо удобнее передать сообщение с помощью привычных всем мессенджеров. Сегодня у каждого из нас есть мобильные устройства, с помощью которых можно быстро фиксировать и передавать информацию через приложения, если специалист заметит опасные ситуации, или несоответствующие условия труда для работников.
Цифровизация процессов
Если уж речь зашла о мессенджерах, то стоит отметить еще одно достояние современной виртуальной реальности – роботов-помощников или так называемых ботов. Как раз один из таких создан разработчиками команды ot-soft в Telegram канале EHSMS Informer. Помощник может напоминать о текущих и просроченных событиях, о проведении обучения или медосмотров сотрудников, а также выводить мгновенные сообщения «молнии», сформированные другими пользователями в программе «Охрана труда». Группу событий, о которых необходимо получать уведомления, пользователь может выбрать самостоятельно.
Помимо мобильных приложений есть аппаратные средства, которые используются на предприятиях, вставших на путь цифровизации, и с некоторыми из них в программном продукте «Охрана труда» предусмотрена интеграция. Например, вендинговое оборудование для выдачи СИЗ, системы обучения и проверки знаний или программно-аппаратные комплексы для проведения ежесменных медицинских осмотров.
На более продвинутых предприятиях применяются СМАРТ - СИЗ, различные датчики и приборы для сбора информации на объектах выполнения работ. Проектные решения по интеграции программного продукта «Охрана труда» с любыми другими программными средствами, сервисами и приложениями так же могут применяться в работе предприятия, ведь для разработчиков проекта ot-soft нет ничего невозможного.
Цифровая трансформация охраны труда продвигается и на государственном уровне. Активно осуществляется переход на цифровые сервисы, ведение электронного документооборота. Государство призывает предприятия внедрять современные цифровые технологии, ведь их применение позволяет не только добиться наибольшей эффективности осуществляемых процессов, но и упрощает взаимодействие между предприятиями и государственными структурами. В программе «Охрана труда» предусмотрена интеграция с личным кабинетом Минтруда для выгрузки данных обученных сотрудниках и обратной загрузки номеров, присвоенных в реестре обученных.
В части применения цифровых подписей программный продукт также не стоит на месте. У специалистов имеется возможность подписывать отдельные виды документов, разрешенные на законодательном уровне, в электронном виде. Например, наряды-допуски, журнал предрейсовых медицинских осмотров, протоколы проверки знаний и другие. При этом могут применяться как усиленные квалифицированные, так и простые электронные подписи. Помимо подписания документов их можно направлять для ознакомления и согласования непосредственно в программе или на электронную почту сотрудников.
Очевидно, что цифровое будущее охраны труда не за горами, но не забывайте, что первым шагом к цифровизации является автоматизация процессов!