Постановление АС СКО от 05.06.2023 по делу № А53-20390/2022
Общество представило в инспекцию декларацию по НДС с заявленной суммой налога к возмещению в размере более 37 млн руб. Сумму налога компании полностью возместили из бюджета, при этом привлекли ее к налоговой ответственности за непредставление ряда документов по требованиям налогового органа (п.1 ст. 126 НК РФ).
Налогоплательщик действительно не представил по требованиям некоторые документы (например, акты приема-передачи, акты сверок с контрагентами), обосновав это тем, что они не являются основанием для формирования налоговых вычетов в рассматриваемом в рамках данной «камералки» периоде.
Дело дошло до суда и все три инстанции арбитражных судов поддержали общество, указав следующее:
- поскольку инспекцией проводилась камеральная проверка декларации по НДС, заявленного к возмещению, проверяющие обязаны руководствоваться нормами, регламентирующими данный вид проверки, а именно п. 8 ст. 88 НК РФ;
- положения ст. 88, 172 НК РФ предусматривают возможность истребования налоговым органом закрытого перечня документов, прямо указанных в п. 1 ст. 172 НК РФ и подтверждающих налоговые вычеты (счета-фактуры, первичные документы). Поэтому в рамках камеральной налоговой проверки налоговым органом посредством истребования документов могли быть истребованы только документы, подтверждающие вычеты, отраженные в книге покупок. Запрошенные в оспариваемых требованиях документы относятся к операциям по реализации, отраженным в книге продаж, а не к вычетам по книге покупок, и не являются основанием для формирования налоговых вычетов;
- обществом представлен пакет документов (более 5 300 штук), в т.ч.: договоры, счета-фактуры, акты сдачи-приемки услуг, оборотно-сальдовые ведомости, подтверждающие правомерность формирования налоговых обязательств. Представленные обществом документы вполне достаточны для проведения инспекцией проверки, инспекцией в ходе проверки какие-либо противоречия в представленных документах, нарушения, недостатки не выявлены;
- некоторые требования были направлены после окончания проверки, срок проведения которой не продлен. Поэтому правовых оснований для выводов о том, что запрашиваемые документы связаны с проведением камеральной проверки, в т.ч. в порядке п. 8.1 ст. 88 НК РФ, не имеется.
Еще одно дело, подтверждающие распространенную практику у инспекций — истребовать «побольше документов» (в т.ч. напрямую не касающихся предмета проверки в рамках «камералки»), несмотря на явные законодательные ограничения на это. Радует принципиальность налогоплательщиков (цена «вопроса» часто невелика) в делах по пресечению незаконного истребования документов.