С 1 сентября 2023 года вступают в силу поправки в КоАП РФ, добавляющие новые штрафы за нарушение рекламного законодательства. За год до этого появились правила о размещении рекламы в интернете и ее маркировке. Законодатель дал переходный период для штрафов, этот период заканчивается. Какие штрафы могут грозить организациям, за что и в каком размере, как их избежать — читайте в статье.
Новые штрафы
С 1 сентября вступят в силу новые штрафы за нарушения порядка распространения рекламы в интернете (ч. 15‒17 ст. 14.3 КоАП РФ).
Оштрафовать могут:
- за рекламу без маркировки;
- за непредставление необходимых сведений в Роскомнадзор.
Новые штрафы за нарушение законодательства о рекламе
Распространили рекламу без идентификатора | Не представили данные в Роскомнадзор/ представили с задержкой/ направили недостоверную информацию | Оператор рекламных данных нарушил обязанности | |
---|---|---|---|
Граждане | От 30 000 до 100 000 | От 10 000 до 30 000 | |
Должностные лица | От 100 000 до 200 000 | От 30 000 до 100 000 | От 100 000 до 200 000 |
Юридические лица | От 200 000 до 500 000 | От 200 000 до 500 000 | От 300 000 до 700 000 |
Готовое решение: Какая ответственность установлена за нарушение законодательства о рекламе
Чтобы избежать новых штрафов, соблюдайте правила размещения рекламы в интернете. Помогут материалы:
На кого распространяются нововведения
Закон о рекламе выделяет следующие категории лиц, которые должны соблюдать новые требования законодательства в данной отрасли:
- Рекламодатели — те, кто дают рекламу в интернете. К ним относятся изготовители или продавцы товаров, исполнители по договору возмездного оказания услуг, подрядчики и другие лица. Также к данной категории относятся рекламные агентства, которые размещают рекламу своих клиентов.
- Рекламораспространители — те, кто размещают рекламу на своих ресурсах. Например, на сайте или в блоге.
- Операторы рекламных систем — те, кто осуществляет деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.
- Операторы рекламных данных — компании, которые обрабатывают сведения о рекламных объявлениях и передают их в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
В настоящее время таких операторов семь. Перечень размещен на официальном сайте Роскомнадзора.
Как маркировать рекламу
В интернете можно распространять только ту рекламу, которой оператор рекламных данных присвоил уникальный цифровой код-идентификатор (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Идентификатор следует присваивать любому рекламному материалу:
- баннеру;
- тексту;
- текстово-графическому блоку;
- видеоролику и пр.
Письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03-108552
Требования к идентификатору установлены Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191. Получить уникальный цифровой код можно у оператора рекламных данных. Это необходимо сделать до начала распространения рекламного материала в интернете (ч. 17 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ).
Присвоенный идентификатор рекламы оператор рекламных данных предоставляет в Роскомнадзор в соответствии с протоколом об информационном взаимодействии.
Идентификатор рекламы должен включать произвольный набор цифр. Оператор рекламных данных может дополнять идентификатор буквенными обозначениями.
Идентификатор нужно добавлять к адресу интернет-страницы. Если его присоединить невозможно, идентификатор размещается в начале текста, поверх текстово-графического блока, в начале и (или) поверх видеоролика в виде пометки. Идентификатор, содержащийся в пометке, должен быть доступен для визуализации, в том числе посредством использования программных средств (Письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03-108552).
Оператор рекламных данных должен хранить идентификаторы рекламы, присвоенные рекламе, распространенной в интернете, в течение года со дня их присвоения.
Вопрос: Какой порядок возрастной маркировки рекламы информационной продукции
Как взаимодействовать с Роскомнадзором
Роскомнадзор ведет единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), куда передается информация о размещенных материалах. Сообщать сведения о размещенной рекламе либо обеспечивать такое сообщение, если эта обязанность передана другому лицу в рамках договора, должны рекламодатели, рекламораспространители и операторы рекламных систем (ч. 3 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Информацию можно передать через оператора рекламных данных после распространения рекламного материала. Для передачи информации через оператора рекламных данных необходимо формировать отчеты и представлять их оператору в течение 30 календарных дней после окончания месяца, в котором распространялась интернет-реклама. После этого оператору рекламных данных дается еще 10 дней, чтобы направить сведения в Роскомнадзор (п. 8, 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 (ч. 5 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Состав сведений, которые передаются в реестр, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р. К ним относится информация о юридических реквизитах рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламной системы, а также подробная характеристика самой рекламы.
К сведениям о рекламе относятся:
- Идентификатор.
- Общее описание объекта рекламирования на русском языке.
- Основной тип рекламной кампании, определяемый исходя из стоимости, рассчитанной по нескольким сценариям.
- Сведения об использованных средствах распространения рекламы (рекламных системах).
- Информация об объемах и распределении показов рекламы, фактах доступа (в том числе использование рекламных систем и их распределение между ними). Исключение: информация о рекламе в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи.
- Информация о форме распространения рекламы, включающая все типы баннеров, текстовый или текстово-графический блок, все типы видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире.
- Срок размещения рекламы в интернете или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи.
- Параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории проживания и иных социально-демографических особенностей.
- Информация о договоре на распространение рекламы в интернете (включая данные о сторонах, предмете, дате и номере договора, его цене, параметрах целевой аудитории рекламы). В том числе сведения об исполнении договора, стоимости и объеме оказанных услуг, сроке их оказания, типе рекламной кампании, характеристиках охваченной аудитории и др.
Внимание
В п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р выделено два исключения, когда маркировать интернет-рекламу не нужно:
- в случае рекламы собственных товаров, когда она направляется по электронной почте, а также в виде электронных сообщений через интернет группам пользователей. Например, рассылки по собственным базам клиентов;
- в случаях, когда реклама распространяется в составе теле- и радиопередач и отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником. Например, при онлайн-трансляции передачи на сайте телеканала.
Изменения в КоАП РФ вступают в силу с 1 сентября 2023 года, но новые обязанности уже закреплены в законе, соответственно, соблюдать требования к маркировке рекламы и взаимодействия с Роскомнадзором необходимо уже сейчас.