Линия консультаций Что делать Консалт каждый день отвечает на вопросы, связанные с изменением в законодательстве о рекламе. Часто вопросы повторяются, поэтому собрали для вас ТОП самых важных.
Что считают рекламой в Интернете?
Это информация, которую распространяют в Интернете в любой форме и с использованием любых средств. Она адресована неопределенному кругу лиц и направлена привлечь внимание к тому, что рекламируют, формировать или поддерживать интерес к объекту, продвигать его на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Что из себя представляет маркировка интернет-рекламы?
Процедура маркировки включает три основных действия до её распространения:
- присвоить идентификатор, или «токен», то есть уникальное цифровое обозначение;
- проставить пометку «реклама»;
- указать на рекламодателя или на интернет-страницу, которая содержит информацию о нем (ч. 16, ч. 17 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 07.12.2022 № 03-108552
Кто присваивает идентификатор и куда направляются данные по нему?
Идентификатор присваивает Оператор рекламных данных, или ОРД. Реестр ОРД формирует и ведет, а также публикует на своём официальном сайте Роскомнадзор.
После присвоения токена и получения информации от лиц, направлявших запрос на присвоение номера, ОРД в течение 10 дней передаёт сведения в Роскомнадзор, который в свою очередь включает эти данные в Единый реестр интернет-рекламы, или ЕРИР (ч. 1, ч. 7 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974, Приказы Роскомнадзора от 30.11.2022 № 191, от 11.04.2022 № 62).
Организация имеет права на креатив и планирует разместить его на своем сайте. Нужно ли нам направлять какую-либо информацию в Роскомнадзор?
Да, после размещения рекламы на своем сайте организация должна сформировать отчет со сведениями и передать Оператору рекламных данных. Срок – в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором распространили рекламу в сети «Интернет». После этого ОРД направит информацию в течение 10 дней в Роскомнадзор.
Состав сведений включает общую информацию о каждом участнике рекламной цепочки:
- полное и сокращенное наименование организации,
- ИНН,
- адрес,
- ФИО директора,
- информация о лице, заключившем рекламный договор.
Сведений о самой рекламе, в том числе, включают в себя:
- идентификатор рекламы;
- общее описание объекта рекламирования на русском языке;
- сведения об использованных средствах распространения интернет-рекламы: сайт, его страница, информационная система, программа для электронных вычислительных машин;
- сведения о рекламных системах, если таковые используются;
- информация об объемах и распределении показов интернет-рекламы;
- срок размещения интернет-рекламы или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи;
- параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории нахождения, других социально-демографических параметров дифференциации при наличии такой информации;
- информация о договоре или договорах, заключенных между участниками рекламной цепочки, включая сведения о сторонах договоров, предмете, цене;
- сведения об исполнении договора: дата и номер актов сдачи-приемки оказанных услуг, их содержание
(ч. 3, ч. 5 ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974, Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р).
По всей ли рекламной информации, которую распространяем через Интернет, необходимо подавать сведения в Роскомнадзор?
В Распоряжении № 1362-р указаны два случая, когда сведения подавать не нужно:
- рекламодатели, рекламораспространители и другие участники рекламного рынка продвигают собственные товары (работы, услуги), направляя пользователям информацию на адреса их электронной почты, а также в виде электронных сообщений (это так называемые рассылки по собственным базам клиентов);
- реклама распространяется в составе теле- и радиопередач и отображается в Интернете без изменений по сравнению с первоисточником (например, при онлайн-трансляции передачи на сайте телерадиокомпании).
В других случаях информацию следует направлять (Распоряжение Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р).
Мы как рекламное агентство размещаем рекламу в интернете и отчитываемся в ОРД. Но конечная площадка, блогер, отказывается отчитаться за рекламу. Чем нам это грозит?
Ответственность будет нести блогер, так как он в данной ситуации выступает рекламораспространителем.
По общему правилу к ответственности рекламораспространителя привлекут по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. В этом случае штраф составит:
- для юрлиц – от 100 000 до 500 000 руб.,
- для должностных лиц и ИП – от 4 000 до 20 000 руб. (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ),
- для граждан – от 2 000 до 2 500 руб.
(ст. 38 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, ст. 14.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948).
Бартерная реклама или самореклама тоже должны маркироваться?
Рекламная информация организации-партнера также подлежит маркировки. Если на собственном интернет-ресурсе организация размещает собственные рекламные материалы, то они также подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Если пресс-релизы имеют рекламный характер, информацию о них учитывают в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе.
Рекламой не считают информацию о товарах и услугах, размещенную на официальном сайте их производителя или продавца. Однако если об отдельном товаре дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент могут признать рекламой. На нее распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе (Постановление Правительства РФ от 28.05.2022 № 974).
Размещаем в интернете социальную рекламу, ее тоже нужно маркировать. Есть ли исключения, когда для неё не нужна маркировка?
Данное требование не распространяется на сайты, зарегистрированные в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и радиоканалы (ч. 3.20 ст. 10 Закона о рекламе).
Социальная реклама, распространяемая в Сети, должна содержать пометку «Социальная реклама», а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы.
Сетевое издание – сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
Телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания и выходящая в эфир под постоянным названием и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм (ст. 10, ст. 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1).
Баннеры не являются рекламой, а являются информационными сообщениями?
Что такое баннер, законодательство не определяет. В самом общем смысле можно сказать, что баннер — это носитель информации. Это может быть как цифровой носитель, так и печатный материал. Например, в таком смысле данный термин используется во Временном руководстве ВОЗ от 20.05.2020.
Информация, которую вы размещаете на баннере, может носить рекламный характер. В этих случаях эта информация, а также баннер как средство размещения рекламы должны соответствовать требованиям законодательства о рекламе, иначе вас могут привлечь к ответственности (ст. 38 Закона о рекламе).
Пример
На печатном баннере помимо сведений, которые должны размещаться на вывеске, разместили дополнительную информацию. К примеру, о своих товарах, работах или услугах. С учетом этой информации, а также с учетом других обстоятельств, в том числе: цели размещения сведений, внешнего вида конструкции, ее характера, размера и места расположения- такой баннер могут признать рекламной конструкцией. И если он не соответствует требованиям законодательства, за это привлекут к административной ответственности. Такая позиция встречается в судебной практике (Постановление 14 ААС от 28.08.2018 № 14АП-5753/2018).
Правда ли что увеличат штрафы за распространение рекламы без идентификатора? Если да, когда начнут действовать новые штрафы?
За распространение рекламы в интернете без идентификатора или с нарушением требований к его размещению начнут привлекать к административной ответственности с 1 сентября 2023 года.
Штрафы составят:
- для должностных лиц – от 100 тыс. до 200 тыс. руб.,
- для компаний – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Введут и другие денежные санкции за нарушения в сфере интернет-рекламы (ст. 1 Закона от 24.06.2023 № 274-ФЗ).