Анастасия Ефимова из Тюменской области четвертый год выращивает на своей ферме тысячи цветов. Яркие и душистые растения продает флористам, декораторам и розничным покупателям. Помимо работы на земле, Анастасия обучает азам выращивания цветов.
Хозяйка цветочной фермы рассказала, как устроен бизнес на букетах, кто покупает цветы и сколько нужно вложить в землю.
Как пришла в цветочный бизнес
До фермы я успела попробовать себя в нескольких бизнесах. Несколько лет назад мы с мужем занимались фермерскими продуктами: у нас была розничная точка, где продавали продукцию от местных производителей. Потом попробовали себя в бизнесе с друзьями: вместе открыли фотостудию, но проработала она недолго. После этого я занималась деревянными изделиями.
Тогда в Тюмени только зарождался тренд на деревяшки: рамочки, топперы, имена, декор для мероприятий и дома. Этим мы перестали заниматься, потому что требовалось расширение. Рассчитав бизнес-план, поняли, что нас ждет либо очень длительный период окупаемости, либо очень низкий доход. Дальше в это дело не пошли.
— К цветочному фермерству нас привело, как я считаю, стечение обстоятельств. Наша семья занималась земледелием всю жизнь: выращивали овощи и цветы. Наибольшая площадь участка была занята овощными культурами. Но и для разных видов цветов мы всегда находили место. В 90-е моя крестная жила в США. Когда она приезжала в Россию, то везла не вещи и технику, а семена цветов. Например, целозии, которые у нас в стране не распространены. Мы же их выращивали.
В 2019 году я ушла во второй декрет и переехала в поселок Лесозаводский, откуда были родом мои бабушки и дедушки. В наследство мне достался земельный участок со старым домом прадеда, а рядом мы построили для себя новое жилье. Там я обратила внимание на георгины, которые росли в огороде. Раньше я ненавидела эти цветы — они казались мне гигантскими несуразными кустами с зарослями листьев и стеблями, у которых опущены головки. Их всегда выращивала прабабушка, а потом продолжали сажать бабушка и мама. Еще у меня они ассоциировались с тяжелой работой: во время осенней уборки урожая, когда уже все устали, нужно было выкапывать эти огромные клубни георгин, переносить их в тазах или коробках в подпол.
Но после переезда в дом я про это уже не думала. Тогда я просто влюбилась в георгины. У нас рос сорт, который был в нашей коллекции еще со времен прабабушки, — шаровидный и яркий. У него было какое-то внутреннее свечение лепестка. В процессе созревания цветок менял свой оттенок. Его лепестки были идеально скручены, и казалось невероятным, как такое могла создать природа.
Как раз в то время моя мама показала фильм о цветочной ферме в Рязанской области, где владельцы рассказывали о заявке на выставку FlowersExpo. Тогда это мероприятие казалось нам недосягаемым: на этой международной выставке собираются самые крутые представители отрасли и приезжают будущие покупатели продукции. В фильме фермеры рассказывали о том, как они создали цветочную ферму, на которой растут в основном георгины. После этого мы начали глубже изучать тему цветочного фермерства. Но уже тогда понимали: все культуры на таких фермах нам прекрасно знакомы, и мы умеем с ними работать. Тогда мы поняли, что на этом можно построить бизнес.
С чего начались продажи и развивался бизнес, что нужно, чтобы начать собственный цветочный бизнес, что включается в доходы и расходы и кто основные клиенты, читайте в продолжении статьи.