С 1 сентября 2023 года рекламу в интернете нужно регистрировать через операторов рекламных данных (ОРД). За ее размещение без регистрации придется заплатить штраф. В статье расскажем, как работает система регистрации и маркировки рекламы, доступных сервисах и стоимости их использования, и том, что нужно будет сделать после размещения рекламы.
Что такое ОРД
Операторы рекламных данных – это сервисы, которые регистрируют все рекламные креативы и присваивают им уникальный цифровой идентификатор – токен. Маркировать нужно всю рекламу, включая и саморекламу, требования по маркировке не распространяются только на рассылки и push-уведомления. Также ОРД собирает данные обо всех участниках рекламной цепочки и статистику показов рекламы и направляет их в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). ОРД должен передать в ЕРИР:
- ИНН всех участников сделки;
- стоимость рекламных контрактов;
- договоры и акты от всех участников рекламной цепочки;
- информацию о рекламном креативе: макеты, площадки для размещения;
- количество показов и площадки, где размещалась реклама;
- закрывающие документы по рекламной кампании.
Сведения о рекламе хранятся в ЕРИР один год.
Законом установлены требования к операторам рекламных данных:
- юридическое лицо зарегистрировано в России;
- уставной капитал не менее 200 млн ₽;
- собственное оборудование для передачи информации и защиты данных пользователей;
- востребованность сервиса: общий годовой доход от рекламодателей должен быть более 2,5 млрд ₽.
Кто должен предоставлять сведения в ОРД:
- рекламодатели – компании и физлица, которые рекламируют свои товары и услуги;
- рекламораспространители – те, кто размещает рекламу на своих плошадках, например, блогер, который выложил рекламный пост на своем телеграм-канале;
- посредники – агентства и частные специалисты, которых наняли продвигать продукт или компанию клиента;
- рекламные площадки – информационные платформы, например, Wildberries, «Яндекс», «Сбермаркет», соцсети и мессенджеры.
Перед размещением рекламы нужно заключить с ОРД контракт на обработку данных и передачу информации в ЕРИР. Убедиться, правильно ли переданы данные, можно через «Госуслуги»: в личном кабинете ЕРИР есть папки «Мои договоры» и «Мои креативы». Рекламодатель увидит всю информацию о креативах, договорах, актах и суммах, остальные участники рекламной цепочки — только связанные с ними договоры и акты.
Ни один рекламодатель не может передавать данные в ЕРИР самостоятельно, это можно сделать только через ОРД. Это касается организаций, ИП и физлиц.
Какие ОРД действуют в России, как с ними работать и какая ответственность предусмотрена за нарушение передачи данных о рекламе, узнайте из продолжения статьи.