В 2024 году начал действовать ряд нововведений в НК РФ. В этой статье рассмотрим основные изменения в первую часть налогового кодекса РФ.
Изменения в часть 1 Налогового Кодекса с 1 января 2024 года
1. Пени исчисляются по общим правилам
С 09.03.2022 по 31.12.2023 ставка пени для компаний определялась в размере 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ, независимо от продолжительности периода наличия долга (п.5 ст.75 НК РФ).
С 2024 года таких «послаблений» уже не будет и пени будут начислять на сумму недоимки по общеустановленным правилам (п. 4 ст. 75 НК РФ), а именно:
- 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей до 30 календарных дней (включительно);
- 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ — в отношении суммы отрицательного сальдо ЕНС, сформированного в связи с неисполненной обязанностью по уплате налогов, непрерывно существующей сверх 30 календарных дней (с 31 календарного дня).
2. Новое основание для «блокировки» счетов
С 01.01.2024 года налоговые органы смогут приостанавливать операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств налогового агента. А именно, в случае непредставления им расчета сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в течение 20 дней по истечении установленного для этого срока (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
Счет налоговый орган «разблокирует» не позднее дня, следующего за днем представления налоговым агентом указанного расчета.
Основание: п. 24 ст. 1, ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
3. Новый штраф для налоговых агентов
С 01.01.2024 года налоговых агентов за нарушение срока предоставления расчета сумм доходов, выплаченных иностранным компаниям, и удержанных налогов будут привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ. А это штраф в размере 5 % неуплаченной суммы за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.
Сейчас за указанное нарушение налоговых агентов привлекают к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ — штраф 200 руб.
Основание: п. 43 ст. 1, п. 7 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
4. Уточненный расчет агентов по «иностранцам»
По общему правилу уточненный расчет, представляемый налоговым агентом в налоговый орган, должен содержать данные в отношении только тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к искажению суммы налога (п. 6 ст. 81 НК РФ).
С 01.01.2024 года уточненный расчет сумм, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период должен содержать данные в отношении всех налогоплательщиков, указанных в ранее представленном в налоговый орган расчете.
Основание: п. 29 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
5. Введена ответственность из-за «соцвычетов»
С 01.01.2024 года вступает в силу новая ст. 126.3 НК РФ. Она устанавливает ответственность для компаний и ИП за представление недостоверных сведений для целей получения налогоплательщиками — физлицами социальных вычетов в упрощенном порядке.
Данная норма касается компаний и ИП, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, физкультурно-спортивных организаций и ИП, осуществляющих деятельность в области физической культуры.
Ст. 126.3 НК РФ предусмотрен штраф в размере 20 % от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением социального налогового вычета на основании недостоверных сведений.
Есть шанс освободиться от ответственности. Для этого необходимо самостоятельно выявить ошибки и подать в инспекцию уточненные документы до того, как «недостоверность» установит налоговый орган.
Основание: п. 45 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.
6. Обновлено понятие «международные группы компаний»
С 01.01.2024 года действует более широкое «понятие» международной группы компаний (МГК). Так, совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юрлица признается МГК не только в случае составления консолидированной финансовой отчетности, но и в случае, если такая отчетность должна была бы составляться, если бы ценные бумаги любой из таких организаций и (или) иностранных структур были допущены к торгам на фондовой бирже, в т.ч. на иностранной фондовой бирже (ст. 105.16-1 НК РФ).
Основание: п. 14 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Таким образом, в 2024 году количество групп налогоплательщиков, обязанных представлять отчетность по МГК — увеличится.
7. Расширен круг «взаимозависимых лиц»
С 01.01.2024 года появятся дополнительные критерии для признания российских лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Например:
- контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания;
- контролируемые иностранные компании, у которых одно контролирующее лицо.
Напомним, лицо может признаваться контролирующим, в т.ч., с долей прямого (косвенного) участия в КИК более 10% (при совокупном участии в капитале КИК российских резидентов более чем на 50%), а также и при отсутствии формальных признаков участия, но при наличии фактического контроля над КИК (п. п. 3, 6, 7 ст. 25.13 НК РФ).
Основание: п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Соответственно, сделок, подпадающих под налоговый контроль цен, станет больше.
8. Новое в корректировке цен контролируемых сделок
С 01.01.2024 года для ФНС исключено правило о приоритетности информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком, для определения интервала рыночных цен при проведении налогового контроля. С нового года возможно использование информации о сопоставимых сделках, совершенных самим налогоплательщиком и/или его взаимозависимым лицом, с независимыми лицами.
С 01.01.2024 года водится понятие медианного значения интервала рыночных цен/рентабельности при использовании биржевых котировок (п. 4 ст. 105.9 НК РФ). В случае отклонения у стороны контролируемой сделки цен/рентабельности от рыночного интервала, для доначислений любым методом ФНС будет использовать медианное значение интервала цен/рентабельности вместо минимального или максимального значений (при условии, что использование медианного значения не приведет к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате, или увеличению суммы убытка). Например, медианным значением интервала рыночных цен признается среднее арифметическое значения цены, имеющего в выборке порядковый номер, равный целому числу, и значения цены, имеющего следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке.
Основание: п. 5-9 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
Нововведения будут касаться контролируемых сделок, проведенных после 01.01.2024 года. Большинство внесенных в НК РФ поправок по ТЦО направлены на явное усиление контроля в этой сфере с целью предотвращений «ухода» от налогов по внешнеторговым сделкам.
9. Увеличены штрафы в сфере ТЦО
С 01.01.2024 года многократно увеличены штрафы за нарушения в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО). Отметим некоторые из них:
- увеличены штрафы при осуществлении контролируемых сделок на нерыночных условиях. Так, сейчас штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб., будет — в размере неуплаченной суммы налога, но не менее500 000 руб.(ст. 129.3 НК РФ);
- вырастут штрафы за непредставление в установленный срок уведомления об участии в международной группе компаний или представление такого уведомления с недостоверными сведениями (ст. 129.9 НК РФ). Сейчас штраф 50 000 руб., будет — 500 000 руб. за каждый факт такого нарушения;
- увеличены штрафы за непредставление в установленный срок странового отчета и представление этого отчета с недостоверными сведениями (ст. 129.10 НК РФ). Сейчас штраф 100 000 руб., будет —1 000 000 руб.;
- значительно увеличены штрафы за непредставление документации по международной группе компаний (МГК) (ст. 129.11 НК РФ). Например, сейчас за непредставление в установленный срок национальной документации штраф — 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб. Сейчас непредставление в установленный срок глобальной документации влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб., будет — 1 000 000 руб.
Основание: п. 19-23 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2023 № 539-ФЗ.
С 1 марта 2024 новый формат электронной доверенности
С 01.03.2024 года появится возможность уведомлять налоговый орган в электронной форме о наделении определенного лица полномочиями представителя налогоплательщика. Документы, подтверждающие эти полномочия, можно подать в налоговый орган в электронном виде, подписав их усиленной квалифицированной подписью доверителя (п. 3 ст. 29 НК РФ).
С 01.03.2024 года будет действовать новый формат электронной доверенности, позволяющий формировать ее с правом передоверия и возможностью предоставления полномочий сразу нескольким представителям компании (приказ ФНС от 19.09.2023 года № ЕД-7-26/648@).
ФНС отметила, что в 2024 году будут действовать два формата электронных доверенностей: новый, применяемый с 01.03.2024 года и «старый», утвержденный приказом ФНС от 30.04.2021 года № ЕД-7-26/445@ (письмо ФНС от 18.12.2023 года № ЕА-4-26/15789@). При этом «старый» формат доверенности не позволяет передоверить новому представителю компании. Поэтому, если меняется представитель компании после 01.03.2024 года — придется оформить новую доверенность по новому формату (приказ ФНС от 19.09.2023 года № ЕД-7-26/648@).
Основание: п.14 ст.1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
Действующие доверенности менять с 01.03.2024 года не обязательно, т.к. доверенности по «старому» формату (не прекратившие срок действия) будут считаться действительными до конца 2024 года.
Изменения в НК РФ с 1 апреля 2024 года
1. Постановка на учет иностранных поставщиков «электронных услуг»
С 01.04.2024 года иностранные компании-поставщики «электронных услуг», указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ, местом реализации которых признается РФ, должны встать на налоговый учет в РФ только в случаях, если они взаимодействуют с конечными потребителями — физическими лицами (НЕ ИП) («сегмент B2C») (п. 4.6. ст. 83 НК РФ).
Напомним, что сейчас все зарубежные поставщики обязаны встать на учет в российских налоговых органах независимо от того, кому оказываются услуги — физическому, юридическому лицу или ИП.
Основание: пп. «в» п. 30 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
2. Частичная замена обеспечительных мер
Налоговый орган может принять меры, направленные на обеспечение исполнения решения, принятого по итогам налоговой проверки, например, запрет на отчуждение имущества, приостановление операций по счетам и пр. (п. 10 ст. 101 НК РФ). При этом компания может попросить о замене обеспечительных мер на банковскую гарантию, залог или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).
С 01.04.2024 года возможна частичная замена обеспечительных мер по решению налогового органа банковской гарантией, залогом или поручительством. Также можно частично отменить обеспечительные меры по заявлению налогоплательщика в части долга, который погасил налогоплательщик или отменил суд либо вышестоящий налоговый орган.
Основание: пп. «б», «д», «е» п. 39 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ.
3. Электронная банковская гарантия
С 01.04.2024 года в налоговые органы можно представлять банковскую гарантию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (ст. 74.1 НК РФ). Электронная гарантия будет поступать в налоговые органы по ТКС прямо от гарантов.
Соответствующие поправки внесены сразу в несколько статей НК РФ (ст. 74.1, 138, 176,1, 184, 193, 203.1, 204 НК РФ).
Основание: п.23 ст.1 Федерального закона от 31.07.2023 года № 389-ФЗ
ФНС уже подготовила проект приказа с форматом и порядком представления единой банковской гарантии.АУДИТ ВСЕ ПОБЕДИТ!В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют вас по волнующим и спорным вопросам, помогутзащитить ваше имущество и деньги.Рассчитать стоимость аудита
4. Новая возможность в налоговом мониторинге
В рамках налогового мониторинга компания может направить в налоговый орган запрос на мотивированное мнение (п. 4 ст. 105.30 НК РФ).
С 01.04.2024 года компания сможет отозвать свой запрос о представлении мотивированного мнения налогового органа до его составления, направив соответствующее заявление (новые п.4.4 и 4.5 ст. 105.30 НК РФ). Причем отзыв запроса не лишает компанию права на повторное обращение в налоговый орган «по тому же вопросу».
Основание: п. 42 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.