Проникнуть в гущу самых актуальных тенденций электронной коммерции 2024 года поможет свежая статья от Георгия Сахно, эксперта компании “Первый Бит”. Этот детальный анализ не только выделит ключевые инновации, которые уже начинают переформатировать рынок, но и предоставит ценные советы, которые помогут бизнесу адаптироваться к быстро меняющемуся цифровому ландшафту. Если вы стремитесь оставаться на передовой E-commerce и опережать конкурентов, то изучение этой статьи – обязательный пункт в вашей повестке дня.
2024 год несомненно станет годом инноваций в сфере E-commerce. В первую очередь это связано с бурным ростом отрасли за последние годы. С 2018 года объём рынка электронной торговли вырос более чем в шесть раз, и на начало 2024 года составляет 7.9 трлн рублей[i].
Кратное увеличение объёмов рынка E-commerce повлекло за собой изменения, затронувшие всех его участников — в первую очередь, в сфере цифровизации. Я говорю о развитии новых продуктов на базе уже существующих торговых платформ, а также появления на рынке решений для E-commerce новых игроков.
Можно еще упомянуть изменение к подходам в логистике, выход российских площадок за рубеж, клиентский сервис и много других интересных вещей. Однако, учитывая специфику моей деятельности, и сферы, в которой имею честь работать, я расскажу о трендах в E-commerce именно с уклоном в цифровизацию.
E-commerce является одной из сфер-форвардов во внедрении новых технологий в свою структуру. Это связано как с упомянутым выше быстрым развитием, так и с достаточно жесткой конкуренцией, побуждающей участников рынка регулярно внедрять новые сервисы. С них мы и начнем.
Развитие дополнительных сервисов и финтех-продуктов
Финтех-продукты в этом контексте – это собственные платежные системы маркетплейсов. В основном они есть у лидеров рынка, таких как Ozon и Wildberries. Они активно покупают банки и финтех-стартапы, чтобы развивать собственные финансовые и платежные системы.
Необходимость такого развития продиктована банальной выгодой. С ростом бизнеса количество транзакций, их сложность и количество итераций неизбежно увеличиваются. Партнерство с финансовыми учреждениями, которые специализируются на обслуживании транзакций, становится невыгодным. Гораздо дешевле купить банк и построить на его основе собственную структуру для развития финтех-продуктов, чем вечно платить этому банку комиссию.
Однако, дело не только в экономии. Практически любой финтех тесно связан с клиентским сервисом: кэшбек, бонусные баллы, программы лояльности и прочее. Осуществляя платежную деятельность на собственных площадках, E-commerce-компании могут быть более свободны в принятии решений и значительно расширяют свой пул возможностей.
Так, например, известный синий маркетплейс помимо всего вышеперечисленного имеет в своём портфеле еще и банковскую деятельность, включая вклады, кредиты и рассрочки, что, с одной стороны, приносит компании дополнительную прибыл, а с другой увеличивает лояльность клиентов, делая их пользователями целой экосистемы.
Приведенные выше факты плавно подводят нас к созданию собственных Экосистем.
Экосистемы и цифровая потребительская утопия
Экосистемы в бизнесе — это сеть собственных и партнерских сервисов, которые объединены вокруг головной компании. Эти сервисы могут затрагивать различные сферы деятельности.
В данной статье мы не станем глубоко погружаться в экономику бизнес-экосистем. Это отдельная тема, которая достойна целой научной работы. Но не упомянуть такое явление, говоря про тренды одной из самых быстрорастущих сфер, было бы преступлением. Скоро вы поймете, почему.
Экосистемы само по себе предполагают сложное взаимодействие многих сервисов и огромного количества действующих единиц, как клиентов, так и сотрудников экосистемы. Более того, один и тот же человек может являться и сотрудником, и клиентом в рамках одной экосистемы.
Даже если не брать особые условия, то одно лишь удобство приобретения множества продуктов и услуг буквально «в одном экране» экономят большое количество времени и формируют стойкую привычку к такому удобству.
Немного отступая от темы, могу посоветовать многим компаниям продавать людям их же свободное время, которое у них освободится благодаря вашим продуктам.
Не стоит забывать, что пользователи видят лишь фасад – красивое и удобное приложение. Но за ним стоит множество сервисов, десятки учетных систем, огромные массивы данных, сложнейшие архитектурные решения. Все эти элементы взаимодействуют между собой в режиме, близком к реальному времени.
Само собой, столь сложные процессы взаимодействия генерируют огромное количество данных. Привести эти данные в удобный для анализа и обработки вид может быть нетривиальной задачей.
Аналитика и легионы данных
Кто владеет информацией, то владеет всем. Особенно, если это информация о клиенте.
Но что делать, когда количество клиентов превышает десятки миллионов, и каждый из них совершает десятки транзакций? Ко всему прочему, они используют системы лояльности, копят бонусы, приходят через вас к вашим партнерам.
Количество данных, которое нуждается в обработке, предполагает либо использование огромного штата аналитиков, либо наличие более современных, а в какой-то степени даже революционных решений. В теории существует третий вариант — идеально выстроенная автоматизацией. Но в наше время он неосуществим. Дело здесь в самой фактуре нашего мира, точнее в том, с какой огромной скоростью она меняется.
Сроки среднего проекта по автоматизации для хоть сколько-то крупной компании, с учетом выбора подрядчика и решения юридических вопросов, приближается к году. А за этот год уже пройдут изменения в масштабах компании, рынка, страны, или даже целого мира. Так что автоматизацией приходится заниматься буквально «на ходу».
E-commerce – это сфера в которой скорость решений влияет на многое, и всегда есть запрос на консолидированные и понятные данные, чтобы эти решения принимать. Благо существует целый ряд решений, которые позволяют сделать работу с данными эффективной: MDM, BI, RPA и AI.
MDM – Master data management, система управления мастер-данными, нормативно-справочной информацией (НСИ).
Это ряд технологий и программных инструментов для управления основными данными организации. Внедрение НСИ позволяет единообразно работать с данными и получать целостный вид на все части бизнеса, в том числе на источники этих самых данных.
Основные задачи MDM:
· автоматизация процессов первичной обработки, консолидации и ведения
· унификация данных
· нормализация данных
Спрос на такие системы стабильно растет, в 2023 году он увеличился на 20%.
BI-системы (Бизнес-аналитика)
BI-системы представляют собой набор инструментов для сбора, обработки и анализа данных. В основном они используются для более глубокой аналитики и выработки эффективных управленческих решений. Однако эти системы больше ориентированы на функциональных пользователей. Например, это консолидация всей необходимой информации для коммерческого директора на одной удобной и интерактивной панели, с возможностью аналитики и погружения в данные. Говоря другими словами, работа ведется с помощью дашборда. Данные в виде дашбордов более легки для восприятия, и позволяют принимать управленческие решения в более короткие сроки. К еще одному преимуществу BI-систем можно отнести то, что многие решения являются low-code продуктами. Они часто не требуют знаний языков программирования, и поэтому их внедрение и обучение персонала использованию этих систем проходит без особых сложностей.
RPA (Программные роботы)
Это технология автоматизации бизнес-процессов, которая использует программных роботов для выполнения рутинных задач. Они имитируют любые действия человека на компьютере, которые можно описать алгоритмом.
RPA позволяет организациям экономить время и усилия, повышать эффективность работы, снижать стоимость операций. Главное преимущество в том, что роботы работают с любой ИТ-инфраструктурой и не требуют изменения существующих систем или внедрения новых.
Искусственный интеллект
Такому явлению, как ИИ, можно посвящать отдельную статью, даже целый пласт статей. Но в рамках нашего диалога я скажу о том, что использование ИИ-технологий применяется во всех вышеперечисленных решениях.
ИИ позволяет решать многие задачи, и не только по работе с данными. Это в свою очередь позволяет получать эффективную работу сравнительно небольшим количеством сотрудников.
Заключение
Резюмируя всё вышесказанное, можно смело прогнозировать, что 2024 год станет годом инноваций в сфере E-commerce. Особое внимание будет уделяться работе с данными и ИИ. Также будет явно заметен тренд на увеличение производительности труда сотрудников за счет использование того же ИИ и RPA.
В том числе, это будет продиктовано и конкуренцией между E-commerce-агентами. Остаться просто интернет-магазином и иметь свою долю рынка уже не получится.
Поэтому развивайте свои цифровые системы, внедряйте новые решения, и главное: делайте это с умом и хорошим подрядчиком.
Георгий Сахно, руководитель направления PIX BI компании «Первый Бит», проектный офис Павелецкая