На что бизнесу откладывать деньги | Финтабло (@fintablo) | Мегасреда | 04.03.24, 11:50:12
Статья 04.03.24, 11:50

На что бизнесу откладывать деньги

Как сделать так, чтобы у компании всегда были деньги не только на оплату обязательств, но и на развитие и регулярные выплаты дивидендов собственникам? Ответ прост — нужно настроить систему фондов. Подробно о ней рассказали в статье.

Откладывать деньги = Сохранять спокойствие

Система фондов помогает собственнику бизнеса сохранять спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Вести фонды всё равно что откладывать деньги в конверты, иметь несколько накопительных счетов или копилок. Принцип их формирования прост: сколько у бизнеса целей, столько копилок ему и нужно. Например, фонд на налоги, чтобы не копить долги перед государством, и на зарплаты, чтобы выплачивать их вовремя. А с копилкой на развитие можно будет позволить себе новый офис. В эти копилки каждый месяц нужно откладывать определённый процент от чистой прибыли — так вы будете приближаться к вашей цели и финансовой стабильности.

Откладывать средства можно только из чистой прибыли. Её значение можно увидеть в Отчёте о прибылях и убытках. Если оно нулевое или отрицательное, то откладывать будет нечего.

Прибыль в ОПиУ в Финтабло Прибыль в ОПиУ в Финтабло

Правильно рассчитать прибыль и вывести дивиденды поможет наш чек-лист. В нём рассказываем, как в этом собственнику помогает Отчёт о прибылях и убытках и делимся полезными ссылками по теме.

Скачать чек-лист

Какие фонды нужны бизнесу

В управленческом учёте нет обязательных фондов, но можно выделить четыре основных, которые будут полезны любому бизнесу:

  1. резервный,
  2. налоговый,
  3. развития организации,
  4. дивидендов.

Резервный фонд — это подушка безопасности компании, подспорье на тот случай, если что-то пойдёт не так и прибыли не будет. В этот «страховой фонд» поступают деньги, которые не находятся в обороте: они просто лежат на отдельном счету и обеспечивают уверенность в завтрашнем дне.

Денег в резервном фонде минимально должно хватать на 3–6 месяцев работы без выручки. Для этого в него рекомендуют откладывать ≈20 % от чистой прибыли.

Пример

Маша — владелица сети барбершопов. Конкуренция в её сфере растёт, Маша переживает о своём бизнесе. Она создала резервный фонд и стала откладывать в него 20 % от чистой прибыли. Через год накопленная сумма помогла ей пережить временное падение спроса на услуги без существенного вреда для бизнеса.

Фонд на развитие предназначен для того, чтобы бизнес мог развиваться не в ущерб своей текущей деятельности. Он пригодится компаниям, которые планируют открывать новые подразделения, расширять штат или обучать сотрудников, внедрять инновационные технологии и т. д.

Пример

У Риты ресторан в центре Рязани. Она решила расти дальше и открыть ресторан во Владимире. Рита составила план и финансовую модель и узнала, что на открытие новой точки ей понадобится 1 млн руб. Получить эту сумму можно разными способами.

  1. Взять кредит в банке под процент.
  2. Найти инвестора.
  3. Откладывать по 10 % от чистой прибыли и получить эти деньги уже через 12 месяцев.

Рита выбрала последний способ. Настроив систему фондов и включив в неё фонд на развитие, она выработала привычку откладывать и уже через год открыла новую точку. С ней Рита стала зарабатывать в три раза больше.

Для того чтобы у предпринимателя всегда были силы и желание на развитие компании, нужен фонд дивидендов. Дивиденды важны для каждого собственника: они служат подтверждением, что бизнес прибылен и все его старания окупаются. Когда подобного подтверждения нет, легко словить выгорание и надолго завязать с предпринимательством. Отдельный накопительный счёт для дивидендов позволит собственнику получать выплаты регулярно, вне зависимости от размера чистой прибыли за период. Таким образом владельцу гарантирован стабильный доход, и у него не будет соблазна вытаскивать средства прямиком из оборота компании.

Фонд налогов — это один из инструментов, с помощью которого компания может управлять своими налоговыми обязательствами. Налоги платят все, а вовремя созданный фонд помогает избегать просрочек и штрафов. Управление этим фондом требует тщательного планирования и контроля: компания должна регулярно оценивать свои налоговые обязательства и ежемесячно отчислять средства в фонд.

Сколько денег должно быть в фондах

Чётко установленных норм отчислений нет — каждый бизнес решает этот вопрос самостоятельно. Но при этом важно учитывать следующие факторы:

  • Есть ли у компании чистая прибыль.
  • На какой стадии развития находится компания. Так, в стадии роста большая часть чистой прибыли может распределяться на развитие.
  • Какие цели в настоящее время являются приоритетными. Хотите масштабироваться — откладывайте больше на развитие. Боитесь прогореть из-за непредвиденных обстоятельств — пополняйте резерв.

Важно понимать, что фонды — это не просто «запасные» деньги, а инструмент планирования и управления компанией. И чтобы успешно им пользоваться, нужно выстроить систему приоритетов и следовать им.

Существует два способа накопления денег в фондах:

  1. Отталкиваться от процента. Это значит, что ежемесячно нужно откладывать определённый процент от прибыли. Этот процент выбирают таким образом, чтобы было комфортно его придерживаться в любое время, а оставшихся денег хватало на другие нужды.
  2. Отталкиваться от срока. Данный способ актуален для сезонных бизнесов. Например, предприниматель знает, что через пять месяцев произойдёт падение спроса. Чтобы обезопасить бизнес, нужно за это время сформировать резервный фонд в размере 2 млн руб. Значит, каждый месяц в него нужно откладывать 400 тыс. руб. Важно, чтобы при этом у бизнеса оставались деньги на всё остальное: выплату зарплат, оплату счетов и аренды и пр.

Несмотря на то, что порядок ведения фондов не регламентирован, важно регулярно пересматривать стратегию и процент отчислений, особенно в случае изменения финансового положения компании или экономической ситуации в целом. Это поможет поддерживать здоровый баланс между текущими расходами и долгосрочными финансовыми целями.

Как организовать и пополнять фонды

Чтобы настроить систему фондов, для начала необходимо провести анализ доходов компании. Когда собственник убедился, что чистая прибыль есть и её можно откладывать, можно воспользоваться алгоритмом ниже.

Подробнее о каждом шаге мы рассказали в блоге Финтабло. Там же вы узнаете, как правильно тратить накопленные в фондах средства.

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Финтабло был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

  • Финтабло
    07.03.24, 12:43

    Деньги — это главный актив бизнеса. Если предприятие хочет работать и развиваться, необходимо постоянно вкладывать ресурсы: покупать новое оборудование, нанимать персонал, внедрять технологии. В статье рассказываем, где взять на это средства.

    Где взять деньги на развитие бизнеса Где взять деньги на развитие бизнеса

    Где взять деньги на развитие бизнеса

    • Статья
    Подробнее
  • Финтабло
    08.02.24, 15:55

    Иногда владельцу бизнеса сложно оценить, сколько должны стоить его товары или услуги. А придумать план действий по снижению цен ещё сложнее. В обоих случаях помогает расчёт себестоимости. Что это за величина и как ею управлять — в статье.

    Как рассчитать и сократить себестоимость Как рассчитать и сократить себестоимость

    Как рассчитать и сократить себестоимость

    • Статья
    Подробнее
  • Финтабло
    25.04.24, 11:14

    Повышение стоимости продукта или услуги может стать причиной ухода клиентов. При этом повысить цену можно и без шквала негатива. В статье рассмотрим работающие стратегии и методы, которые помогут увеличить цену без большой потери базы.

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    Как поднять цены и не отпугнуть клиентов

    • Статья
    Для журнала
    Подробнее

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства