Спам, автодозвон и другие нарушения: новые штрафы в сфере рекламы | Что делать Если | Медиа о налогах и законах (@esli4dk) | Мегасреда | 17.04.24, 11:30:00
Статья 17.04.24, 11:30

Спам, автодозвон и другие нарушения: новые штрафы в сфере рекламы

Появилось отдельное наказание за рекламу по электронной почте, в мессенджерах и по телефону. Размер штрафа для компаний — до 1 млн руб., а для банков — до 1,6 млн руб. Рассказали, как сделать свою рекламу безопасной, и собрали примеры из жизни, когда рекламодатели не смогли отбиться и были оштрафованы.

Чтобы следить за актуальными материалами для бухгалтера и юриста, подключайте нашего бота — Что делать Если. Он пришлет статьи и трансляции от экспертов по вашим интересам и отследит изменения в темах, которые вы поставите на контроль.

За что накажут новыми штрафами

С 17 апреля значительно выросли санкции за рекламу без согласия, которую распространяют такими способами:

  • звонки по телефону;
  • СМС-сообщения;
  • письма по электронной почте;
  • сообщения в мессенджерах.

Автоматические дозвоны и рассылки тоже попали под повышенные штрафы.

Новые вилки штрафов выглядят так:

  • для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей;
  • для должностных лиц — от 20 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • для компаний — от 300 тыс. до 1 млн рублей;
  • для банков — от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.

Отдельное наказание ввели для банков, причем уже неважно, какими способами они размещают рекламу. Суперштрафы появились за нарушения при рекламе кредитов, например если полная стоимость кредита прописана мелким шрифтом. Размер санкций — от 600 тыс. до 1,6 млн рублей.

За рекламу такими способами наказывали и раньше, но теперь ее выделили в отдельный состав и дали свои штрафы. В статье 14.3 КоАП РФ появится новая часть 4.1.

О практике по нарушениям маркировки рекламы и других требований к рекламе в интернете рассказали в этой статье.

Как сделать свою рекламу безопасной

Собрали все требования закона к рекламе по телефону и в сообщениях. Изучите, чтобы не попасть на повышенные штрафы.

1. Получите согласие на рекламу. Как именно его получить и в какой форме — неважно, в законе об этом ничего нет. Главное, чтобы можно было идентифицировать человека и подтвердить его согласие на рекламу от конкретной компании.

Это должно быть согласие именно на рекламу. Например, если человек оформил подписку на новости или на прогноз погоды, это не означает, что есть согласие и на рекламные рассылки (п. 15 ПП ВАС РФ от 08.10.2012 № 58).

Если человек пожалуется на рекламу, по умолчанию считается, что согласия он не давал. Доказать, что согласие было, должен сам рекламодатель.

2. Реагируйте на отказ от рекламы. Если человек потребовал прекратить рекламные рассылки, сразу исключите его из числа получателей. Даже если он до этого сам дал согласие на рекламу.

3. Не используйте автодозвоны и автоматические рассылки. Закон прямо запрещает рекламу, которую отправляют без участия человека (ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе). Например, если звонит робот и озвучивает записанный рекламный текст. Но речь именно о рекламе. Если, например, клиника с помощью автодозвона напоминает пациенту о времени приема, это не нарушение.

4. Сначала дайте нужную информацию, а уже потом рекламу. Это касается случаев, когда человек сам обратился с каким-то вопросом. Если перед ответом на него прорекламировать свой товар или услуги, это будет нарушением (ч. 3 ст. 18 Закона о рекламе).

5. Соблюдайте общие требования к рекламе. К ним относятся в том числе добросовестность и достоверность (ст. 5 Закона о рекламе).

6. Изучите, какие именно сообщения относят к рекламе. Отдельное внимание уделите скрытой рекламе.

Также штрафы увеличили за нарушения в области персональных данных. Чтобы вы не допустили нарушений, эксперт рассказал о важных изменениях в статье.

Примеры из практики

За незаконную рекламу по телефону и электронной почте привлекали и до поправок. По статистике ФАС, в прошлом году 31 % от всех нарушений в рекламе пришелся именно на такие способы. Раньше применяли правила, которые касаются нарушений общих требований к рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). В большинстве случаев дела возбуждали по жалобам граждан.

Состав нарушений не изменился, поэтому накопившуюся практику можно и нужно изучать. Посмотрим, за что штрафовали, какими аргументами отстреливались рекламодатели и почему это не помогло.

Спам-звонки

Пример 1. Микрофинансовую организацию оштрафовали за спам-звонок с предложением займа под залог машины. Гражданин пожаловался в ФАС, и рекламодатель не смог доказать, что человек давал согласие на рекламу (Постановление Оренбургского УФАС от 12.02.2024 по делу № 056/04/14.3-30/2024).

Пример 2. ИП запустил автодозвон с рекламой. Когда на него пожаловались, предприниматель заявил, что фактически люди давали согласие на рекламу. В начале разговора был вопрос: «Вам удобно сейчас говорить?» Люди говорили «Да» и продолжали разговор, а не бросали трубку. Но суды посчитали, что утвердительный ответ на этот вопрос не равен согласию получить рекламу (Постановление Чувашского УФАС от 14.12.2023 по делу № 021/04/14.3-1014/2023).

Пример 3. Гражданин получил звонок от банка с рекламой кредита, хотя не давал на нее согласие. Банк объяснил это ошибкой работника колл-центра. Он указал, что сотрудники обрабатывают базу контактов вручную и звонят только тем, от кого получили согласие. Это был единичный случай, номер гражданина они из базы удалили и больше звонить не будут. ФАС не приняла это как смягчающие обстоятельства и оштрафовала сотрудника банка на 4 тыс. рублей (Постановление Новосибирского УФАС от 08.02.2024 № 054/04/14.3-2643/2023).

Аналогичная практика

Подобная практика по спам-звонкам сложилась и в других регионах. Примеры постановлений с аналогичными выводами УФАС привели ниже.

  • Постановление Пензенского УФАС от 05.02.2024 по делу № 058/04/14.3-780/2023
  • Постановление Нижегородского УФАС от 18.12.2023 по делу № 052/04/14.3-2646/2023
  • Постановление Пензенского УФАС от 14.12.2023 по делу № 058/04/14.3-630/2023
  • Постановление Приморского УФАС от 14.12.2023 по делу № 025/04/14.3-1418/2023
  • Постановление Московского УФАС от 12.12.2023 по делу № 077/04/14.3-16057/2023

Сообщения по электронной почте

Банк оштрафовали за рекламную рассылку на электронную почту без согласия получателя. Банк в свое оправдание указал, что адрес электронки был представлен третьим лицом как дополнительный при заключении кредитного договора и больше на нее сообщения не направляют. От штрафа это не спасло, потому что согласия на рекламу не было (Постановление Татарстанского УФАС от 17.11.2023 № ВЧ-08/12122 по делу № 016/04/14.3-1283/2023).

Аналогичная практика

Выводы контролеров касаемо сообщений по электронной почте поддержали и в Ярославском межрегиональном УФАС.

  • Постановление Ярославского межрегионального УФАС от 01.11.2023 по делу № 076/04/14.3-1153/2023
  • Постановление Ярославского межрегионального УФАС от 27.10.2023 по делу № 076/04/14.3-1138/2023

Мессенджеры

Юриста привлекли к ответственности за рекламу своих услуг через WhatsApp. Абонент пожаловался на спам, ФАС через оператора сотовой связи нашла владельца номера и оштрафовала его на 2 тыс. рублей (Постановление Хабаровского УФАС от 14.03.2024 № 8 по делу № 027/04/14.3-286/2024). Такие дела встречаются и по рекламе через Telegram, Viber и другие мессенджеры.

Аналогичная практика

Специалисты Кемеровского УФАС пришли к тем же выводам по поводу мессенджеров.

  • Постановление Кемеровского УФАС от 07.07.2023 по делу № 042/04/14.3-798/2023

СМС-сообщения

Микрофинансовую организацию наказали за СМС с рекламой займа. Компания возражала: абонент дал согласие на рассылку через онлайн-форму на сайте. Но доказать этот факт организация не смогла и получила штраф.

Аналогичная практикаНиже привели практику других регионов с теми же выводами по СМС-сообщениям.

  • Постановление Краснодарского УФАС от 12.03.2024 по делу № 023/04/14.3-400/2024
  • Постановление Приморского УФАС от 12.03.2024 по делу № 025/04/14.3-1847/2023
  • Постановление Татарстанского УФАС от 07.03.2024 № ВЧ-08/2083 по делу № 016/04/14.3-200/2024 Нарушение: ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
  • Постановление Коми УФАС от 01.03.2024 по делу № 011/04/14.3-37/2024

Как изменится 223-ФЗ: срок оплаты по договору и нацрежим

223-ФЗ ужесточают. Уже рассматривают поправки, которые запретят заказчикам свободно обращаться со сроком оплаты по закупкам. Еще в законе может появиться отдельная статья о применении нацрежима с тремя механизмами его реализации. Подробно об этом расскажет Виктория Широкова в экспертном стриме.

Как бонус покажем много практики. Узнаете, как сейчас УФАС оценивает положения о закупке в части срока оплаты, за что штрафуют и как правильно установить приоритет российской радиоэлектронной продукции.

Присоединяйтесь к трансляции 18 апреля в 17:00.

Смотреть стрим

Рекомендация автора

Помогите сообществу, выделяйте полезных авторов

Если материал Что делать Если | Медиа о налогах и законах был для вас полезным, то можно оставить рекомендацию на автора

Уже рекомендуют

  • Oleg Svechnikov
    30.10.23, 11:02

    Добрый день! Рекомендую лектора и в целом компанию ЧДК в качестве юридической поддержки небольших компаний! Консультации, формирования договоров, правовые нормы - все очень грамотно! Спасибо!

Читайте Мегасреду в соцсетях

Узнавайте раньше всех о событиях из мира законодательства